Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Глагол как часть речи. Его основные признаки

Страница 1

За прошедшие десятилетия глагол как часть речи по-прежнему в центре внимания лингвистической науки.

Термин глагол происходит от латин. verbum (греч. rema), что переводится как слово (в древнерусском языке глаголити означало говорить).

В лингвистической науке существует множество определений глагола. Такие ученые, как Виноградов В.В., Демиденко Л.П., Галкина-Федорук Е.М., Гольцова Н.Г., Горшкова К.В., Евгеньева А.П., Жуков В.П., Земский А.М., Караулов Ю.Н., Лекант П.А., Наумович А.Н., Панов М.В., Филин Ф.П., Шанский Н.М. и многие другие в своих работах дают разнообразные определения глаголу, выделяют разнообразные ряды форм глагола.

Значение процесса свойственно всем глаголам, независимо от их лексического значения. Глагол предстает как процесс (процессуальный признак) и действие (бежать, грузить, рыть), и состояния (лежать, спать, страдать), и отношения (иметь, преобладать, принадлежать).

Глагол – одна из самых сложных, семантически ёмких, грамматически содержательных частей речи. А.А. Потебня вслед за М.В. Ломоносовым, А.Х. Востоковым, Ф.И. Буслаевым и зарубежными лингвистами В. Гумбольдтом, Х. Штейнталем говорил о важнейшей роли глаголов, об их главенстве в системе частей речи. А.А. Потебня «рассматривал эволюцию предложения и частей речи в направлении от имени к глаголу как проявление общей эволюции человеческого мышления в направлении от категории субстанции к категории процесса, от идеи материи к идее процесса». Идеи А.А. Потебни развивали В.В. Виноградов, Л.Л. Буланин, А.В. Бондарко и другие ученые.

Панов М.В. считает, что глаголы – это слова, которые изменяются по наклонениям и временам. Этими формами словоизменения передается общее значение глаголов: в них грамматически выражено значение процессуального признака.

Шанский Н.М. и Тихонов А.Н. обращают внимание на то, что глаголы обозначают процесс и выражают это значение в формах вида, залога, лица, числа, рода, времени, наклонении выступают в функции сказуемого.

Виноградов В.В. дает следующее определение глагола: «Глагол – это часть речи, обозначающая действие или состояние предмета и изменяющаяся по временам, лицам и числам».

Глагол – это самостоятельная часть речи, выражающая действие или состояние как процесс.

Глагол – это часть речи, обозначающая процесс и выражающая это значение в категориях вида, залога, наклонения, времени, лица; глагол обладает также категориями числа и – в формах прошедшего времени и сослагательного наклонения – категорий рода.

Чтобы ответить на вопрос, какой из точек зрения следует отдать предпочтение, необходимо выявить дифференциальные признаки глаголов. Они определяются на основе критериев разграничения частей речи. Такими критериями являются категориальное значение, морфологические и синтаксические особенности, словообразовательные возможности.

Система древнерусского глагола была близка к системе глагола других славянских языков и особенно старославянского языка. Эта глагольная система характеризовалась целым рядом категорий, причем таких, которые есть и теперь в современном русском языке, однако их роль и формы в древности были иными по сравнению с современными. Так, например, как и ныне, существовали категории вида и времени, но значение их и формы выражения отличались от современных (было, например, четыре формы прошедшего времени, каждое со своим значением; были две формы сложного будущего времени, были и иные видовые различия). Все глагольные формы разделялись на простые и сложные: простыми являлись настоящее время (как и простое будущее), аорист, имперфект, повелительное наклонение; сложными – перфект, давнопрошедшее время, сложные будущие времена, условное наклонение.

Глагол во всех его формах в плане семантическом обозначает действие или состояние: бежать – бегать – бегу – беги… Лексическая семантика глагола может быть выражена и именем (ср.: бежать – бег, пробег, беготня), но в отличие от имени глагол представляет действие как процесс, охарактеризованный с точки зрения времени и реальности его осуществления. Эти характеристики глагол приобретает с помощью грамматических категорий вида, времени и наклонения, которые являются специфически глагольными, противопоставляющими глагол как часть речи именам и обеспечивающими ему роль коммуникативного центра высказывания. Более того, именно категориальная «недоукомплектованность», то есть отсутствие хотя бы одной из указанных категорий (наклонения, а иногда и времени) лишает так называемые именные формы глагола специфически глагольных функций.

Будучи грамматическим, а в самостоятельном употреблении и содержательным центром информации, глагол соотносит ее с предметом высказывания, что обеспечивается согласовательными категориями числа и лица, которые, таким образом, связаны с синтаксическими особенностями глагольной словоформы. Лексико-грамматической является специфически глагольная категория залога, тесно связанная с семантикой глагольной лексемы, но оформляющаяся в синтаксических связях глагольной словоформы и лишь в неспрягаемых (именных) формах имеющая морфологические средства выражения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Педагогические взгляды Квинтилиана
Марк Фабий Квинтилиан, наиболее известный римский оратор и педагог, был основателем одной из лучших школ риторов в Риме, которая вскоре приобрела широкую известность и стала государственной. На основе опыта своей школы и достижений педагогической мысли античного мира Квинтилиан создал первый специа ...

Сущность познавательного интереса школьников
Одним из основных показателей становления личности школьника является познавательный интерес, уровень развития которого в значительной мере определяет продуктивность процесса обучения. Важность развития познавательного интереса у учащихся в современных условиях обучения не вызывает никаких сомнений ...

Педагогические взгляды английских и французских просветителей
В своих трудах Локк стремился обосновать новое государственное устройстве в Англии. Он отстаивал договорную теорию происхождения государства и теорию естественного права. Локк доказывал, что все люди сначала были свободны и равны. Свои естественные права они добровольно передали правителям для того ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru