Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
При намазывании на хлеб пастообразного продукта надо потренировать детей в том, чтобы они ножом чувствовали равномерность покрытия куска.
Слабовидящим это поможет делать бутерброды, не поднося куски близко к глазам, то есть надо добиваться от них хорошего инструментального осязания.
Такое же инструментальное осязание необходимо и при нарезке сыра, колбасы, хлеба и других продуктов. Можно применять нож-дозатор. Вместе с тем при достаточной тренировке можно, например, указательным пальцем левой руки (остальные пальцы помогают удерживать весь кусок, от которого отрезается, в неподвижном положении) отступить от края на желаемое расстояние (желаемую толщину), затем приставить нож и отрезать продукт. При этом важно ногтевую фалангу указательного пальца держать почти вертикально.
В зависимости от величины основного куска, от которого отрезаются кусочки, рядом с указательным пальцем может находиться также почти в вертикальном положении либо один средний палец, либо средний и безымянный. Многие инвалиды по зрению отмеряют необходимую толщину отрезаемого кусочка лезвием ножа. При этом пальцы свободной от ножа руки постоянно находятся на безопасном от ножа расстоянии.
Полезно упражнять дошкольников в наполнении сосуда, что можно определить следующими способами:
- с помощью пальца, который следует держать у верхнего сечения приемного сосуда;
- по весу (для этого сосуд необходимо время от времени поднимать);
- по звуку, так как по мере наполнения сосуда жидкость издает характерный звук, тон которого меняется, когда жидкость подходит к краю;
- с помощью деревянной ложки, которая по мере наполнения сосуда всплывает, отчего угол, образуемый ложкой и краем сосуда, уменьшается (по величине угла можно судить о степени наполненности сосуда). Овладение вышеописанными приемами наливания жидкости весьма полезно слабовидящим детям, так как это делает их ориентировку в быту и манеры практически такими же, как у нормально видящих.
Первичная обработка продуктов: это их сортировка, мытье, чистка.
В процессе сортировки необходимо научить детей с помощью сохранных анализаторов определять степень доброкачественности пищевых продуктов (с помощью обоняния, тактильной чувствительности, остаточного зрения).
Для мытья овощей и фруктов удобно использовать небольшие щетки. Они обеспечивают хорошее качество работы и оберегают руки от повреждений, которые могут снизить тактильную чувствительность.
Дети как минимум должны уметь чистить картофель и морковь. У слабовидящих эти операции, как правило, особых трудностей не вызывают.
Во время чистки овощи следует как можно чаще мыть, потому что на чистой поверхности легче с помощью осязания обнаружить еще не обработанные места.
Вопросы питания, естественно, связаны с сервировкой, приемом пищи и уходом за посудой. Стол надо начинать накрывать с середины, постепенно продвигаясь к его краям, при этом в первую очередь расставлять на столе низкие предметы (блюда, тарелки и т.д.). После этого можно ставить более высокие предметы (вазочки, стаканы и т.п.).
Следует научить подавать и забирать блюда, ориентируясь на голос, при наличии остаточного зрения на цвет посуды.
На занятиях по социально-бытовой ориентировке надо научить детей с помощью вилки, ложки (используется инструментальное осязание) и запаха (используется обоняние) определять, в каком количестве и что именно находится в тарелке. При достаточной тренировке дети с нарушением зрения с этим справляются хорошо.
Важно научить детей опрятно есть, не роняя пищу на стол и на пол. Этого можно добиться, если у края тарелки придерживать пищу кусочком хлеба (но не пальцем), направляя ее к столовому прибору, которым пища подхватывается.
В приложении к данной выпускной квалификационной работе представлен некоторый дидактический материал для проведения занятий с детьми дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием.
Таким образом, во время проведения коррекционных занятий, затрудненность подражания предметно-практическим действиям на основе зрительного восприятия требуют более детального, поэтапного показа действия, многократного повторения его вместе с ребенком "рука в руку", а главное - длительных тренировочных упражнений. Успех овладения навыками детьми с амблиопией и косоглазием может быть обеспечен только в том случае, если формируемые навыки систематически закрепляются и вводятся в повседневную жизнь детей всеми работающими с ними педагогами. Эта задача, в свою очередь, может быть решена лишь совместными усилиями всех педагогов, работающих с конкретными детьми.
Понятие проблемного обучения. Сущность понятия проблемные
задания
Традиционный тип объяснительно-иллюстративного обучения в общеобразовательной школе строится, как система усвоения учащимися готовых знаний. Эти знания ими осмыслены и закреплены в памяти и по необходимости могут быть воспроизведены. Но при таком обучении мало внимания обращается на развитие творче ...
Методика компьютерного
обучения младших школьников в процессе технологического образования
К числу важнейших принципов обучения в школе, как известно, относятся: принцип научности, предполагающий соответствие содержания образования уровню и перспективам развития соответствующей отрасли научных знаний, формирование у учащихся научного мировоззрения на основе правильных представлений об об ...
Особенности восприятия детей младшего школьного возраста с нарушениями речи
Восприятие является основой ориентации человека в окружающем мире и в обществе. На основе восприятия человека человеком строится отношения между людьми. На уроках физкультуры выполнялись специальные упражнения, которые помогали школьникам овладеть техникой восприятия, научиться слушать учителя, смо ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.