Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию педагогической технологии при переходе учеников с первой на вторую ступень обучения

Материалы » Содержание и проблемы в обеспечении преемственности в образовании школьников первой и второй ступеней обучения » Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию педагогической технологии при переходе учеников с первой на вторую ступень обучения

Страница 2

Педагогическая технология включает в себя четыре основных составляющих: оценку реального состояния изучаемых признаков, диагностическое выделение первоочередных задач, конкретно адресованную методику (систему упражнений, опирающуюся на закономерности) и средства интенсификации обучения.

Классификация педагогических технологий разрабатывалась разными авторами, наиболее полную, многомерную классификацию дал Г.К. Селевко, тем самым была заложена основа для создания банка педтехнологий.

В основу создания банка используемых в нашем эксперименте технологий положена более простая и удобная классификация, которая представляет собой открытую систему и может дополняться новыми технологиями.

Выявление и изучение закономерностей всегда предшествовало разработке технологий совершенствования общеучебных умений, в составлении которых принимало участие более 30 человек, среди которых и автор данного исследования. Предлагаемые технологии органично вписываются в структуру урока, так как на их применение затрачивается не более 5 минут; проведение ежеурочного технологичного тренажа требует соблюдения несложного правила: при формировании общеучебных умений важна не длительность, а частота тренировок.

Первое предположение об отсутствии положительной связи между состоянием общеучебных умений и качеством обучения было отвергнуто, так как до эксперимента качество обучения от первого к третьему классу упало на 10% (с 59 до 49), а после эксперимента оно возросло на 12% (с 45 до 57); была выявлена чрезвычайно сильная корреляция между общеучебными умениями и качеством обучения при достоверности вывода 0,99.

Второе предположение об отрицательном влиянии закрытия детских садов на успешность обучения подтвердилось: за истекший период качество обучения в первом классе упало на 14% (с 59 до 45).

Нашло подтверждение и третье предположение: учителя пятых классов, ссылаясь на перегруженность учебных программ, не проводили работу по совершенствованию общеучебных умений, что отрицательно сказалось на преемственности применения технологий и преимущественном их использовании только в начальной школе. В итоге наблюдался значительный спад качества обучения - с 57 до 40%.

Анализ допущенных ошибок обнаружил несовершенство обратной связи. Для повышения эффективности обратной связи ее вертикальные составляющие были дополнены горизонтальными, а диагностическая информация стала представляться на трех уровнях - для учителей и учеников, директора и его заместителей, работников управления образования города. Были разработаны формы диагностических таблиц; при этом отдавалось предпочтение графической форме подачи информации как более наглядной и емкой.

В исследовании использовался, в качестве важной составляющей обратной связи прогноз успешности обучения, основанный на зависимости качества обучения от количества хорошо читающих учащихся (при условии высокого уровня сформированности других общеучебных умений): такой прогноз носит вероятностный характер и действителен только для достаточно больших выборок учеников.

В соответствии с результатами диагностики, из всех технологий совершенствования общеучебных умений решающее значение имело достижение оптимального чтения; использование соответствующей технологии позволило преодолеть трудности, связанные с артикуляцией и оперативной памятью, что дало возможность повысить количество оптимально читающих пятиклассников с 35 до 55 %. Для дальнейшего увеличения результатов следовало преодолеть трудности быстрого перевода словесной информации в образную, поэтому мы свой выбор остановили на технологии эйдетического (образного) чтения А.М. Кушнира; здесь было реализовано мнение о необходимости взаимного дополнения и последовательного применения названных технологий.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Сущность школьной успешности и факторы неуспешности
Под успехом понимается достижение, удача, высокий результат. В контексте нашего исследования целесообразно обратить внимание на определение понятия успех, предложенное А.С. Белкиным [7, 31], который рассматривает данное понятие с различных позиций. С социально-психологической точки зрения успех - э ...

Дисграфия как специальное нарушение письма
Нарушения процесса овладения письменной речью в настоящее время рассматриваются в различных аспектах: клиническом, психологическом, нейропсихологическом, психолингвистическом, педагогическом (Т.В. Ахутина, Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.А. Логинова, Н.А. Никашина, Л.Г. П ...

Отношение к патриотизму в истории России
По мнению учёных, зачатки патриотизма появляются ещё в первобытнообщинной формации. В те времена патриотизм опирался на кровнородственные связи, носил эмоционально-чувственный характер. Корни патриотизма кроются в нескольких примитивных, биологически необходимых предрасположениях: из инстинктов раз ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru