Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Понятие и сущность проблемы обеспечения преемственности в образовании школьников 1 и 2 ступеней обучения

Материалы » Содержание и проблемы в обеспечении преемственности в образовании школьников первой и второй ступеней обучения » Понятие и сущность проблемы обеспечения преемственности в образовании школьников 1 и 2 ступеней обучения

Страница 3

Последнее в значительной мере препятствует реализации ряда позиций Закона РФ «Об образовании», где определяется развивающий характер российской системы образования, проведению на государственном уровне соответствующей образовательной политики. Но, как теоретический анализ, так и опыт практической работы показывает, что только развивающее образование способно быть по-настоящему развивающимся.

Педагогический опыт свидетельствует, что проблема преемственности (в целом) может быть корректно поставлена и разрешена лишь в рамках системы развивающего образования.

Говоря о таком образовании, имеют в виду не только ту его систему, за которой по праву закрепилось это название, - теорию и практику развивающего образования (РО), созданную коллективом Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (хотя и во многом руководствуемся принципами этого подхода). Речь идет о развивающей направленности как тенденции, присущей отечественному образованию в целом.

Как уже отмечалось, эту направленность Закон РФ «Об образовании» определяет в качестве одной из стратегических. Очевидно, что указанная тенденция проявляется в разных образовательных системах (не во всех) с различной степенью выраженности. Не менее очевидно и то, что она нуждается в усилении. В этой ситуации уже оформившаяся теория и практика РО не должна рассматриваться как «образ и подобие», по которому следует перестраивать другие образовательные системы. Она содержит лишь возможный ориентир для внутреннего преобразования этих систем в направлении более полного раскрытия их развивающего потенциала.

Оставаясь самой собой, система РО подобна той логической «генетической клеточке», которую открыли Э.В. Ильенков и В.В. Давыдов. Она обладает всеми чертами всеобщего, задавая содержательную стратегию развития многообразных и зачастую внешне «не похожих» друг на друга образовательных систем, и вместе с тем сохраняет свой «суверенитет», выступает как особая система. Но это только усиливает ее эвристичность.

В этом - и гарант ее собственного развития. «Цельный и последовательный Василий Васильевич в конце жизни не исключал возможности диалога теории учебной деятельности с другими «деятельностными» теориями учения и обучения, более того – их конвергенции, конструктивного синтеза в будущем».

То же, разумеется, можно сказать и о системе РО (разумеется, памятуя о необходимой «избирательности»). Развивающая система не может не быть развивающейся (и наоборот). Значит, ей противопоказан любой «изоляционизм», «сепаратизм», а ее сторонникам – «превращение в секту или Орден Меченосцев».

Между тем, такие тенденции наблюдаются. Это становится одной из причин настороженного отношения к системе со стороны управленцев образования, учителей, родителей, общественности. Признанное национальное и культурное достояние не должно становится чем-то маргинальным, «узко-клубным». Этот этап уже пройден. Система вполне респектабельна, имеет достаточно широкого адресата и уже давно является неотъемлемой составляющей современного «мейнстрима» в образовании (без всякого директивного и повсеместного насаждения: всеобщее – не то, что сразу бросается в глаза в каждом отдельном случае, часто повторял Э.В. Ильенков). Чтобы поддержать себя в этом качестве, она должна быть открыта новым единомышленникам, в том числе, молодым, ищущим, творческим умам.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Виды образовательных учреждений
Образова́тельное учреждение - учреждение осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. I тип - Дошкольное образовательное учреждение. 1. Детский сад 2. Детский с ...

Воспитание в коллективе и в труде
Вопрос о воспи­тании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, ко­ренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования. Большая заслуга А. С. Макаренко заключается в том, что он продвинул этот вопрос дальше, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практ ...

Подготовка к успешному обучению в школе
В отечественной психологии серьезная проработка проблемы готовности к школьному обучению, своими корнями идущей из трудов Л.С. Выготского, содержится в работах Л.И. Божович (1968), Д.Б. Эльконина (1989), Н.Г. Салминой (1988), Е.Е. Кравцовой (1991), Н.В. Нижегородцевой, В.Д. Шадрикова (1999, 2001) и ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru