Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Воспитатель в такой системе взаимоотношений признается как равноправный партнер по совместным занятиям, как доброжелательный организатор поддержки (фасилитации) ребенка в рамках его проблем. Педагог-фасилитатор не позволяет себе прямо организовывать деятельность и общение детей, контролировать и оценивать их поступки, управлять их поведением. В своей деятельности фасилитатор реализует понимание ребенка, принятие его, одобрение, доверие, свой открытый личностный интерес к нему. "Фасилитатор создает психологический климат, в котором ученик может принять на себя ответственность и контроль". Разработанная О.С. Газманом система деятельности "освобожденного классного руководителя" (тьютора) в полной мере воплощает фасилитаторские начала культурологического подхода, своеобразного неопедоцентризма в воспитании.
Синергетический подход к воспитанию (В.А.Игнатова, С.В. Кульневич, Н.М. Таланчук, С.С. Шевелева) сложился на основе теории самоорганизации сложных систем. Термин "синергетика" ввел в научный обиход Герман Хакен и определил ее как науку, которая занимается изучением систем, состоящих из большого числа частей, компонентов и подсистем, сложным образом взаимодействующих между собой. Почему эта философская парадигма, реализуемая современной математикой, физикой, биологией, не менее активно воспринята отечественной теорией воспитания?
В обществе все больше осознаются феномены складывающейся префигуративной культуры: неопределенность будущего (даже ближайшего), нестабильность настоящего, информационный хаос. Воспитание в этих условиях не может быть подчинено целенаправленному управлению, воспитание само — область неопределенности. Не случайно воспитание трудно поддается диагностике, измерению результатов: они всегда далеко отсрочены по времени от реальной ситуации воспитания и неопределенны. В процессе воспитания нелегко установить, какие преобразования мотивационно-ценностной системы личности происходят под воздействием педагога, а какие в результате собственных духовных поисков воспитанников, преодоления себя, приобретения жизненного опыта.
Синергетический подход ставит педагога в условия нелинейного осмысления процесса воспитания, признания открытости воспитательной системы, организующего значения случайностей (флуктуации). Характерная особенность синергетического подхода к воспитанию — признание возможности нескольких путей преобразования личности и выхода из критической, неустойчивой воспитательной ситуации скачком. Это проявление человеческой психики описал еще К.Д.Ушииский: " .в неисчерпаемо богатой природе человека бывают и такие явления, когда сильное душевное потрясение, необычайный порыв духа, высокое одушевление — одним ударом истребляют самые вредные наклонности и уничтожают закоренелые привычки, как бы стирая, сжигая своим пламенем всю прежнюю историю человека, чтобы начать новую, под новым знаменем".
А.С.Макаренко использовал в своей практике поражающие неожиданностью ситуации, которые вызывали у воспитанников сильные чувства, борьбу мотивов, резкое изменение отношения к себе и окружающим. Выдающийся педагог обосновал этот воспитательный феномен как "метод взрыва" и обращался к нему, когда требовалась "перековка" личности. Синергетический взгляд на воспитание объясняет феноменальную природу "метода взрыва". Если воспитательное взаимодействие находится вдали от точки бифуркации ("ветвления", выбора), то происходит чисто внешнее, количественное изменение поведения и деятельности воспитанников. Вблизи точки бифуркации даже кратковременное, мимолетное педагогическое взаимодействие может кардинально изменить ценностно-мотивационную систему личности воспитанника, поэтому воспитание должно создавать для него возможность выбора действия, поступка.
Критерии оценки деятельности дошкольного образовательного
учреждения
Система критериев, с помощью которых проводится аттестация ДОУ, является основой государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет психолого-педагогические требования к условиям воспитания и обучения дете ...
Методика использования дидактической игры и
мультимедиа, как форм занимательного материала «Русской азбуки» и ее результаты
Ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна, однако многие из педагогов начальной школы если не игнорируют вовсе ее абсолютное право на присутствие в жизни младшего школьника, то относятся к ней с некоторой настороженностью, недоверием, опасением. Одна из главных и распространенных ...
Музыка в системе
искусств
Как и другие виды духовной деятельности человека, музыка – это средство познания мира, данное человеку, чтобы он научился понимать самого себя, видеть красоту Вселенной и постигать смысл жизни. «Музыка – язык чувств», – сказал Роберт Шуман. Но выражению чувств музыка начала учиться только на излете ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.