Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Позиция синергетического подхода отстаивает особую значимость внутреннего потенциала активности личности ребенка. Педагогическое влияние должно чутко прислушиваться к стихийным внутренним процессам самоопределения в среде детей и согласовываться даже с их импульсивными порывами активности и спонтанными действиями. Любая реальная ситуация воспитания всегда связана для ребенка с проблемой выбора, для решения которой недостаточно выученных правил поведения и запечатленных в памяти сценариев жизненных коллизий. Точки бифуркации, которые определяют главные тенденции изменения личности, возникают в области ценностей личности ребенка и его нравственных установок.
Социализирующий подход (В.Г.Бочарова, М.А.Галагузова, А.В.Мудрик, М.В.Шакурова, В.Р.Ясницкая) представляет воспитание как многомерную и открытую социальную систему, где на личность воспитанника вариативно воздействуют различные социальные источники. Важнейшей характеристикой воспитания является его "социальная эффективность", т.е. обеспечение социализации ребенка и его личностного самоопределения.
Методологические основания социализирующего подхода выстраиваются с позиций прагматических идей разных философских и социологических направлений в научной мысли XX столетия. Дж.Дьюи, один из главных идеологов прагматизма в педагогике, утверждал: "Правильно выстроенное образование начинается с активных занятий, имеющих социальные коргш и определенную полезность" .
Ключевым понятием в концепции социализирующего подхода является "социальное воспитание". Термин "социальное воспитание" появился в обиходе педагогической теории еще в начале XX в. Этим понятием отечественная педагогика стремилась обозначить новую область гражданского воспитания — формирование социальной и политической активности личности, "развитие вкуса к социальной деятельности" (В.В.Зеньковский).
Идеи социального воспитания были активно восприняты в 1920-е гг. молодой советской педагогикой (Н.Н.Иорданский, А.Г.Калашников, М.В.Крупенина, В.Н.Шульгин), и в педагогическом обиходе широко использовался термин "соцвос". Социальное воспитание в эти годы понималось как ответственный участок в системе народного образования: организация социальной жизни воспитанников, формирование у них "социальных инстинктов и навыков". Социальное воспитание открыто противопоставлялось отжившим дворянскому и буржуазному воспитанию и несло в себе классовую пролетарскую направленность: оно означало целенаправленное приспособление личности к идеологически организованной социальной среде. Но образовательная практика в рамках концепции социального воспитания сумела результативно решать вопросы школьного самоуправления, организации школьных кооперативов, объединений детей по интересам.
Возрождение идей социального воспитания в 90-е гг. XX в. связано с мучительными поисками нашей отечественной педагогикой выходов за пределы парадигмы коммунистического воспитания, со стремлением вырваться из всепоглощающего формализма "школы учебы" с ее "воспитывающим обучением" на просторы "школы жизни".
Современные сторонники социального воспитания не имеют в своем концептуальном аппарате единого определения этого понятия, а оперируют формулировками, где основной смысл выстраивается вокруг феномена социального:
— воспитание подрастающего поколения в социуме, в гуще жизни;
— целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности, необходимых для успешной социализации;
Интегрированный урок по математике
Этот урок проводится с учащимися VIII класса после изучения на уроках истории темы: «Россия в пореформенный период (1861-1890)». Занятие организовано в виде соревнования двух команд, на которые разделились учащиеся. Командам предлагаются параллельно разные математические задания по одной теме и оди ...
Индивидуальный подход в обучении
Каждый ученик – единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях. Возникновение индивидуальных особенностей (различий) связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особ ...
Взаимодействие педагога и ребенка в детском творческом объединении
В ряду специфических характеристик системы дополнительного образования детей ключевое значение имеют «право свободного выбора» и «взаимодействие педагога и ребенка» как соподчиненные педагогические принципы и явления. Именно безоговорочное признание прав ребенка на добровольный выбор существенно вл ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.