Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике

Материалы » Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике

Страница 5

— педагогическая организация приобретения воспитанниками личностного жизненного опыта, опыта поведения и деятельности;

— педагогическая защита детства (профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних);

— педагогически организованное освоение личностью норм, ценностей, установок, принятых в обществе;

— педагогическая поддержка творческой самореализации личности в социуме.

В рамках социализирующего подхода у теоретиков нет и единого понимания взаимосвязи процессов социализации и воспитания. Вот некоторые типичные позиции:

социализация "поглощает" воспитание: воспитание рассматривается как "социально контролируемая социализация" и считается, что оно необходимо только до достижения ребенком совершеннолетия;

социализация и воспитание существуют параллельно и в определенные периоды жизни человека чередуют свою значимость в развитии личности;

социализация как стихийный и лишь относительно направляемый процесс "дополняется воспитанием, которое призвано организовывать социальные воздействия целенаправленно и в определенной системе.

Социализирующий подход к воспитанию уделяет специальное внимание организации воспитательных функций основных институтов социализации — семье, школе, сообществу сверстников. Воспитание понимается как процесс включения человека в систему отношений с институтами социализации, приобретение личного жизненного опыта. Воспитательные отношения, специально педагогически организованные, по сути своей — всегда общественные и поэтому "напрямую выводят школьников в жизнь". В этом процессе социального взаимодействия происходит "иитериоризация, те, преобразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур социальной деятельности, и экстериоризация, т.е. преобразование внутренних структур психики в определенное поведение (действия, высказывания и т.д.)" .

Социализирующий подход к воспитанию успешно встраивается в либеральную доктрину вариативного образования, которая начала оформляться в нашей отечественной педагогике в последнее десятилетие XX в. и развивается сейчас, в начале XXI в. В рамках социализирующего подхода активно разрабатываются также новые ценностные установки образовательной политики современной России:

- сотрудничество государственных институтов образования и семьи;

- обогащение воспитательных возможностей школьного сообщества;

- обеспечение гармоничного соотношения социализации и индивидуализации в процессе воспитания;

- создание образа мира как результата совместной деятельности и общения взрослых и детей;

- организация практики социальной деятельности школьников, их социального творчества;

- развитие у школьников опыта самоуправления, нормотворчества, гражданской инициативы.

Герменевтический подход (А.Ф. Закирова, В.П.Зинченко, Ю.В. Сенько, И.И.Сулима). В основе этого подхода лежит философская герменевтика — философская теория понимания и интерпретации гуманитарных явлений, построенная на основополагающих идеях В. Дильтея, Г. Гадамера, Э. Гуссерля.

С позиций герменевтики, воспитание — это обращение к психическому опыту субъекта, к его "жизненному миру", который проявляется как переживание. Такой феномен, как психическое переживание, осваивается только в рефлексии. Иными словами, человек понимает в других только то, что пережил и понимает в самом себе. Это в одинаковой мере относится и к воспитателям, и к воспитанникам, Поэтому переживания ребенка — главный предмет деятельности воспитателя. Именно переживания (а не поведенческие реакции или высказываемые суждения) должны возникать в ситуациях педагогического взаимодействия, которое всегда организуется как диалог взрослого и ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новые статьи:

Методы и приемы использования краеведческого материала на уроках истории в начальной школе
Методы - это то средство, с помощью которого учитель решает стоящие перед ним задачи по обучению учащихся. Методы обучения - это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми резу ...

Орнаментально-декоративное творчество
Педагогическая помощь развитию орнаментально-декоративного творчества должна быть обусловлена прежде всего сознанием полной законности, неизбежности такой потребности у ребенка. Если к выполнению чисто конструктивных требований его принуждает обычно или необходимость утилитарная или опасения за сущ ...

Использование компьютерных технологий в коррекции дисграфии
Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуник ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru