Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Классифицировать игровые уроки особенно сложно. Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием. Основной мотив игры – её процесс, а не результат. Это усиливает их развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Несомненно, у игровых уроков есть и образовательные возможности. Если их рассматривать не разрозненно, а в системе. Можно, например, передвигаться от усвоения и использования фактов к их связям (от решения кроссвордов к их составлению), от описаний (уроки-путешествия) к объяснениям (уроки-исследования) (Конюшко и др., 2004).
Ещё Архимед признал игру ведущей деятельностью ребёнка. Он впервые классифицировал её, разделив на естественную и искусственную. К естественным относятся игры характерные для детёнышей зверей и человека. А искусственные разделил на детские и результативные.
Игра обучает не прямолинейно, а через внутренний мир ребёнка, в результате чего каждый ребёнок достигает своей ступени развития, использует огромные личные резервы.
В центр выдвигается задача общего психического развития, формирование ума, воли, чувств детей.
Изучение биологии в игровой форме выигрышно вдвойне, потому что большинство детей от рождения интересуется травками и букашками, а играть вообще любят все. Так при помощи игры формируется общая биологическая картина мира, иначе говоря, в содержание включаются и теоретические и эмпирические знания.
Игровые методы многообразны, вариативны: материал может раскрываться как от общего к частному, так и от частного к общему.
Игровые формы динамичны, гибки. Из урока в урок формы могут оставаться, меняется лишь содержание. Даже в этом случае урок приобретает новый характер. Подача материала происходит ненавязчиво, в доброй эмоциональной среде.
В современном образовании уроки в зависимости от цели бывают:
урок усвоения;
урок усовершенствования ЗУН;
урок повторения, обобщения;
урок контроля и коррекции;
комбинированные уроки.
В зависимости от цели урока, ориентируясь на его содержание, на реальные возможности детей, подбираются методические игры. Они могут быть растянуты во времени или занимать лишь один этап урока. Игра может быть фронтальной, групповой или индивидуальной. Контроль как внутренний, так и внешний (www.первое сентября.ru).
Подбирая и комбинируя методы можно добиться главной цели: вызвать интерес к теме, спровоцировать потребность работы с учебной литературой, направить мыслительные процессы на самостоятельное познание сути вопроса. При таком подходе ребята начинают чётко понимать разницу понятий «оценка» и «отметка». Заработать отметку очень просто – это всего лишь цифра в журнале, а вот оценку надо заработать, она может быть устной, минутной, но очень дорогой, она влияет на самоуважение и самоутверждение. Доверие – один из самых мощных стимулов. Это влияет на результат игры.
В педагогике играм уделено большое внимание. Но чёткого места в системе урока не определено. Поэтому большое внимание на практике уделяется адаптации игровых моментов на различных этапах.
Например: Таблица 1
Разделы урока |
Игры | ||||
Постановка целей и задач урока |
Рассказ-небылица |
Определи слово |
Игра – цепочка |
Звёздный час |
Инопланетянин |
Объяснение нового материала |
Мозговая атака |
Лови ошибку |
Ролевая игра |
Игра – путешествие |
Брейн-ринг |
Отработка умений, закрепление |
Шляпная дискуссия |
Невод |
Дурная голова … |
Чёрный ящик |
Счастливый случай |
Повторение |
Что лишнее? |
Биологический аукцион |
Домино |
Поле чудес |
Крестики – нолики |
Контроль |
Заморочки |
Кто хочет стать отличником |
Эрудит |
Пере-крёстный поединок |
Пентагон |
Домашнее задание |
Превращения |
Сочинялка |
Головоломка |
Кроссворд |
Враки |
Окончание урока |
Не зевай |
Чайнворд |
Укрась слово |
Буриме |
Письма Мюнхаузена |
Анализ опыта работы по профориентации в условиях общеобразовательного
учреждения
При изучении особенностей профориентации в условиях общеобразовательного учреждения, интересен, становится опыт профориентационной работы проводимой в г. Оренбурге в МОУ «Средней общеобразовательной школе № 78», располагающейся по адресу ул. Новая 23/3. Профориентационную работу в этом учреждении в ...
Методы диагностики психических функций детей с интеллектуальной
недостаточностью
Работа в школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Однако и внутри этого аспекта выделяют три основных подходакэтойпроблеме. К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на формирование у детей школьного возраста определенных умений и навыков, необхо ...
Современное положение публичной библиотеки
Люди рождаются, живут, умирают, накапливая уникальный опыт технического и художественного творчества. Всегда актуальна задача сохранения и передачи этого опыта следующим поколениям. И тут на первый план выходят образы библиотеки и библиотекаря, связанные зачастую в сознании многих с пыльной тишино ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.