Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Строение социальных отношений в любом обществе предполагает функционирование групп людей (детей, юношей, взрослых), которые объединяются по принципам пола и возраста или по признакам возраста. В нашем обществе это детский сад (дети разного пола, но одного возраста в одной группе), школа (то же самое), армия (одного пола, одного возраста). В других культурах это может быть совместное проживание мальчиков, готовящихся к обряду инициации, или отдельное проживание женщин, ставших матерями, или другое.
Отношение человека к человеку имеет разный уровень понимания в зависимости от того, как в их сознании представлены собственные сущностные характеристики и аналогичные характеристики друг друга. Это является одним из психологических условий формирования в единой культуре относительно независимых друг от друга субкультур.
«Субкультура (от лат.Sub – под + cultura) – культура какой-либо социальной или демографической группы» .
«Субкультура – совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определённых номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума) (8, С.66). А.В. Мудрик выделяет ряд признаков, присущих субкультуре.
У носителей той или иной субкультуры есть ценностные ориентации, которые определяются ценностями и социальной практикой общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с характером субкультуры, возрастными и другими специфическими потребностями, стремлениями и проблемами носителей.
Существуют некоторые общепринятые духовные ценности, а также и такие, которые для одних являются ценностями, а для других нет. Часто то, что значимо для детей и подростков, воспринимается взрослыми как «безделица». Примером этого может быть увлечение техникой, музыкой, спротом и т.д.
Как правило, в реальных группах носителей субкультуры важную роль играет совокупность разделяемых ими предрассудков, которые могут быть как безобидными, так и антисоциальными. Предрассудки отражают присущие субкультуре ценностные ориентации или же сами могут рассматриваться как разновидность субкультурных ценностей.
Каждой субкультуре присущи нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений, которые существенно различаются по содержанию, сферами и мере их регулятивного влияния.
В просоциальных субкультурах нормы обычно не противоречат общественным нормам, а дополняют или трансформируют их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры. В асоциальных субкультурах нормы противопоставляются общественным. В зависимости от условий жизни и ценностных ориентаций, в асоциальных субкультурах присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично атниобщественные нормы, а также специфичные для конкретной субкультуры нормы.
Обычно антисоциальные субкультуры являются довольно закрытыми, нормативная регуляция в них жёсткая и охватывает практически всю жизнь ребят. Но во многих асоциальных и в ряде просоциальных культур регуляция может охватывать только те сферы жизни, которые конституируют данную субкультуру, например, увлечение каким-либо музыкальным стилем.
В субкультурных группах существует статусная структура. В данном случает статус – это «положение человека в системе межличностных отношений той или иной группы, обусловленное его достижениями в значимой для неё жизнедеятельности, репутацией, авторитетом, престижем, влиянием».
От характера субкультуры зависит степень жёсткости статусной структуры. В закрытых субкультурах она приобретает крайнюю степень жёсткости, определяя как положение в ней ребят, так и во многом их жизнь и судьбу в целом.
У носителей субкультуры имеются предпочитаемые источники информации. По своей значимости обычно они имеют такую иерархию: каналы межличностной коммуникации; газеты, журналы, радио и телевидение, интернет сайты, рассчитанные на носителей данной субкультуры; определённые программы или передачи радио и телевидения, конкретные рубрики газет и журналов.
Методика практического использования ролевой игры
Теперь перейдем к краткому рассмотрению периодов подготовки, проведения и подведения итогов отдельной ролевой игры, ориентируясь при этом на традиционное распределение учебного (языкового и речевого) материала по темам – тематическое планирование. Н. Д. Гальская и Н. И. Гез отмечают, что ролевая иг ...
Особенности фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
Формирование звуковой стороны речи при нормальном её развитии происходит в двух взаимосвязанных направлениях: усвоение артикуляции звуков (движений и позиций органов речи, нужных для произношения) и усвоение системы признаков звуков, необходимых для их различения. Каждый язык располагает своей фоне ...
Изобразительно-сюжетное творчество
бакушинский педагогический ребенок творчество В периоде постепенного формования образа типического, — образа схемы, самая первая его фаза — ассоциативная — требует к себе особо внимательного и осторожного отношения. Здесь не следует никак вмешиваться в творческий процесс ребенка, спрашивая: что он ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.