Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Строение социальных отношений в любом обществе предполагает функционирование групп людей (детей, юношей, взрослых), которые объединяются по принципам пола и возраста или по признакам возраста. В нашем обществе это детский сад (дети разного пола, но одного возраста в одной группе), школа (то же самое), армия (одного пола, одного возраста). В других культурах это может быть совместное проживание мальчиков, готовящихся к обряду инициации, или отдельное проживание женщин, ставших матерями, или другое.
Отношение человека к человеку имеет разный уровень понимания в зависимости от того, как в их сознании представлены собственные сущностные характеристики и аналогичные характеристики друг друга. Это является одним из психологических условий формирования в единой культуре относительно независимых друг от друга субкультур.
«Субкультура (от лат.Sub – под + cultura) – культура какой-либо социальной или демографической группы» .
«Субкультура – совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определённых номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума) (8, С.66). А.В. Мудрик выделяет ряд признаков, присущих субкультуре.
У носителей той или иной субкультуры есть ценностные ориентации, которые определяются ценностями и социальной практикой общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с характером субкультуры, возрастными и другими специфическими потребностями, стремлениями и проблемами носителей.
Существуют некоторые общепринятые духовные ценности, а также и такие, которые для одних являются ценностями, а для других нет. Часто то, что значимо для детей и подростков, воспринимается взрослыми как «безделица». Примером этого может быть увлечение техникой, музыкой, спротом и т.д.
Как правило, в реальных группах носителей субкультуры важную роль играет совокупность разделяемых ими предрассудков, которые могут быть как безобидными, так и антисоциальными. Предрассудки отражают присущие субкультуре ценностные ориентации или же сами могут рассматриваться как разновидность субкультурных ценностей.
Каждой субкультуре присущи нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений, которые существенно различаются по содержанию, сферами и мере их регулятивного влияния.
В просоциальных субкультурах нормы обычно не противоречат общественным нормам, а дополняют или трансформируют их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры. В асоциальных субкультурах нормы противопоставляются общественным. В зависимости от условий жизни и ценностных ориентаций, в асоциальных субкультурах присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично атниобщественные нормы, а также специфичные для конкретной субкультуры нормы.
Обычно антисоциальные субкультуры являются довольно закрытыми, нормативная регуляция в них жёсткая и охватывает практически всю жизнь ребят. Но во многих асоциальных и в ряде просоциальных культур регуляция может охватывать только те сферы жизни, которые конституируют данную субкультуру, например, увлечение каким-либо музыкальным стилем.
В субкультурных группах существует статусная структура. В данном случает статус – это «положение человека в системе межличностных отношений той или иной группы, обусловленное его достижениями в значимой для неё жизнедеятельности, репутацией, авторитетом, престижем, влиянием».
От характера субкультуры зависит степень жёсткости статусной структуры. В закрытых субкультурах она приобретает крайнюю степень жёсткости, определяя как положение в ней ребят, так и во многом их жизнь и судьбу в целом.
У носителей субкультуры имеются предпочитаемые источники информации. По своей значимости обычно они имеют такую иерархию: каналы межличностной коммуникации; газеты, журналы, радио и телевидение, интернет сайты, рассчитанные на носителей данной субкультуры; определённые программы или передачи радио и телевидения, конкретные рубрики газет и журналов.
Социально-бытовая ориентировка: понятие и основные характеристики
амблиопия косоглазие слуховой дошкольник Под социально-бытовой ориентировкой подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. В своем общем смысле социально-бытовая ориен ...
Психолого-педагогические рекомендации по развитию сенсомоторной координации
Развитию зрительно-двигательной (сенсомоторной) координации и тонкой ручной моторики способствуют виды деятельности, хорошо знакомые каждому ребенку: рисование, аппликация, лепка из пластилина (глины), конструирование и работа с мозаикой. Заметный развивающий эффект дает и освоение детьми азов разл ...
Рекомендации по коррекции специфических ошибок письма у младших школьников
с задержкой психического развития
Проведя констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента, мы поняли, что даже после коррекционного обучения сохраняется процент детей со стойкими, частотными специфическими ошибками, которым не достаточно обучаться по предложенной нами программе в ограниченный экспериментальный период. ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.