Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Актуальность исследования обусловлена тем, что социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста. Это предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Прежде всего, она предметная, потому что мотив деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Общение выступает здесь как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для овладения общественными способами употребления предметов. Несмотря на то, что общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем возрасте, оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится речевым.
С самого раннего детства жизнь человека связана с языком. Ребёнку нет ещё года, а он прислушивается к звукам речи, колыбельной песне и начинает понимать и осваивать родной язык. Родители трепетно следят за развитием речи ребёнка. К году - первые слова. Словарный запас детей 1,5 лет обычно содержит около 10 слов, в 1,8 - 50 слов, в 2 года - примерно 200. К трем годам словарный запас составляет уже 900 - 1000 слов. Установлена прямая зависимость между качеством языковой стимуляции в домашнем окружении и развитием речи ребенка в 3 года
В раннем возрасте (от 1 до 3 лет) происходит также разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности - коммуникативная.
Проблемой речевого развития детей раннего возраста занимались отечественные и зарубежные психологи: Н. Авдеева, Л.С., Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Гвоздев, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д. И. Мещеряков, С.Л. Новоселова, Е.О.Смирнова, И.А. Соколянский, Ф. И. Фрадкина, Д.Б. Эльконин, Ш. Бюллера, В. Келера, О. Липманна, Х. Богена и др.
Целью нашего исследования является исследование речевого развития детей раннего возраста в процессе предметной деятельности.
Объектом исследования является процесс речевого развития детей раннего возраста.
Предметом исследования выступает предметная деятельность и ее влияние на речевое развитие детей раннего возраста.
Гипотеза исследования:
Процесс влияния предметной деятельности на речевое развитие у детей раннего возраста будет успешным, если:
Раскрыта сущность и структура понятия «предметная деятельность» и родственных понятий;
Учтены особенности речевого развития детей раннего возраста;
Выявлено влияние раннего развития на речевую деятельность детей.
Разработана методика формирования речевого развития детей раннего возраста.
Поставленная цель обусловила задачи исследования:
Проанализировать теоретико-методологические основы предметной деятельности детей раннего возраста;
Дать определение предметной деятельности;
Охарактеризовать развитие предметной деятельности в раннем возрасте ребенка;
Рассмотреть особенности речевого развития детей раннего возраста;
Изучить влияние раннего развития на речевую деятельность детей;
Теоретически обосновать и разработать диагностику исследования речевого развития детей раннего возраста;
Представить систему дидактических игр и упражнений, направленных на речевое развитие детей раннего возраста;
Разработать методические рекомендации, направленные на развитие речевой деятельности детей раннего возраста в процессе предметной деятельности.
Методы исследования: содержательный анализ научных источников, учебных и учебно-методических материалов по избранной проблеме; наблюдение; психодиагностическое тестирование; проектирование системы дидактических игр и упражнений; сравнение, обобщение.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в нем:
Проанализированы теоретико-методологические основы предметной деятельности детей раннего возраста;
Дано определение предметной деятельности;
Охарактеризовано развитие предметной деятельности в раннем возрасте ребенка;
Рассмотрены особенности речевого развития детей раннего возраста;
Изучено влияние раннего развития на речевую деятельность детей;
Проведено исследование речевого развития детей раннего возраста;
Представлена система дидактических игр и упражнений, направленных на речевое развитие детей раннего возраста;
Разработаны методические рекомендации, направленные на развитие речевой деятельности детей раннего возраста в процессе предметной деятельности.
Практическая значимость работы состоит в разработке психодиагностического комплекса, направленного на изучение речевого развития детей раннего возраста в процессе предметной деятельности, а также в психолого-педагогическом проектировании системы дидактических игр и упражнений, направленных на речевое развитие детей раннего возраста. Предложенные методические рекомендации могут быть внедрены в образовательный процесс ДОУ.
Понятие творчества в педагогической деятельности
Педагогическая деятельность как и любая другая имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализац ...
Анализ учебника "Математика" для 6 класса
Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон с точки зрения наличия задач для формирования
прикладных умений
На основе выделенных действий, характерных для этапов формализации и интерпретации, проанализируем учебник Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон с точки зрения наличия задач, применяемых для формирования прикладных умений учащихся 6 класса. Первое действие - замена исходных терминов выбранными математическ ...
Проблема театрализации в исследованиях
отечественных и зарубежных педагогов
Проблема театрализации, на наш взгляд, тесно связана с теорией проблемного обучения, с его развивающим потенциалом (В. Оконь, А.В. Брушлинский, И.А. Зимняя, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин и др.). Учение, значимое для учащихся, имеет обыкновенно место в ситуациях, воспринимаемых как проблемные (К. Родже ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.