Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Проблема связной речи занимает центральное место в исследованиях речевого онтогенеза. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью как высшей формы речемыслительной деятельности в развитии личности ребенка.
Сущность связной речи и механизмы ее развития раскрываются в трудах Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, A.M. Леушиной, СЛ. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.
В отечественной методике речевого развития определяются основные направления, содержание и методы обучения детей монологической речи в детском саду. (A.M. Бородич, Н.Ф. Виноградова, Н.В. Елкина, А.В. Колосовская, Э.П. Короткова, Л.А. Пеньевская, Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина и др.).
Дальнейшей разработки требуют вопросы формирования связности речи в средней группе с учетом возрастных и индивидуальных различий детей 5 года жизни.
Пятый год жизни - период высокой речевой активности, интенсивного развития всех сторон речи (М.М. Алексеева, А.Н. Гвоздев, М.М. Кольцова, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, В.И. Яшина). В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной (A.M. Леушина, A.M. Люблинская, Л.С. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).
Исследования ряда ученых указывают на большие возможности детей данного возраста в умственном развитии. Н.Н. Поддъяков отмечал: "...ребенок овладевает необходимыми языку средствами для построения связного высказывания".(50)
О.М. Бабак, изучая клеточное строение прецентральной и постцентральной зоны коры головного мозга у детей дошкольного возраста, обнаружила, что оно у детей пяти лет мало чем отличается от тринадцатилетних.
В этом возрасте у ребенка быстро развивается способность к обобщению (М.М. Кольцова). Он может овладеть обобщением самого высокого типа. Происходит углубление понятий и связанное с ними усвоение значений слов. Дети более осознанно относятся к речи ( А.Н. Гвоздев). Проявляют критическое отношение к речи окружающих, а иногда и к своей собственной (А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, М.Х. Швачкин).
Дискуссионным остается вопрос обучения детей связным высказываниям типа описания.
Овладение описанием происходит в единстве с речевым развитием детей и создает предпосылки для успешного обучения в школе.
В практике дошкольного образования речевому оформлению описаний уделяется недостаточное внимание. Противоречия наблюдаются между необходимостью овладения детьми связных высказываний типа описания и их недостаточного использования в процессе речевого развития в детском саду.
Дальнейшего исследования требует проблема поиска наиболее эффективных путей и способов обучения описанию в средней группе детского сада, последовательность их применения на современном этапе.
Это обстоятельство обусловило выбор темы настоящего исследования. Оно обращено к решению данной проблемы: каковы особенности формирования связного высказывания типа описания у детей 5 года жизни и наиболее эффективные условия их формирования. Решение этой проблемы и составляет цель исследования.
Объект исследования: связные высказывания типа описания у детей 5 года жизни.
Предмет исследования: процесс формирования связных высказываний типа описания у детей 5 года жизни.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретический аспект проблемы обучения детей пятого года жизни связным высказываниям типа описания.
2. Выявить особенности описательной речи у детей 5года жизни.
3. Определить в опытной работе и обосновать педагогические условия.
При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- изучение и анализ психологической, лингвистической, психолингвистической, педагогической литературы;
- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
- количественный и качественный анализ высказываний дошкольников;
- анализ и обобщение экспериментальных данных.
Родовое содержание и видовые формы арифметической операции над натуральными числами
При изучении арифметических операций над натуральными числами не обращают внимания ни на содержательный смысл натурального числа, ни на содержательный смысл арифметической операции над такими числами. Таков стандартный подход, принятый в традиционном математическом образовании. Согласно этого подхо ...
Управление педагогическими системами как разновидность социального управления
Основная задача любой науки — выявление закономерностей изучаемых явлений и процессов для более полного и глубокого понимания действительности. Наука управления педагогическими системами (в нашем случае — вузом) призвана изучать процессы постановки и решения управленческих задач и получать знания о ...
Пространственно-объемное творчество
Пользование строительными материалами, и непременно разнокачественными, должно быть введено как можно ранее в круг творческого внимания ребенка. Строительные работы — могучий способ развития в ребенке не только чувства, но и точного знания трехмерного пространства, его законов и взаимоотношений с м ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.