Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Внеклассная работа на уроках химии имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она углубляет и расширяет полученные на уроке знания, приучает к самостоятельной творческой работе, вносит в нее элементы исследовательских исканий.
Каждый школьник стремится полнее и глубже познать окружающий мир, химические явления. Вот почему встает вопрос о широкой популяризации химических знаний среди учащихся. Эту задачу можно осуществить в занимательной форме во время внеклассных занятий.
При умелой постановке и надлежащей организации эти занятия могут стать важным средством формирования у школьников научного мировоззрения.
В проведении такой работы можно выделить пять разделов:
1. Опыты с газами.
2. Опыты с кристаллами и растворами.
3. Опыты с солями, кислотами и основаниями.
4. Химия взрывов и вспышек.
5. Химия «чудес».
На первых этапах изучения химии занимательные опыты привлекают особое внимание учащихся 8 – 9 классов. Но нельзя забывать, что за внешними эффективными результатами (выпадение окрашенных осадков, изменение цвета, яркие вспышки или взрывы) таятся интересные в познавательном плане химические процессы, которые можно и нужно обсуждать с учащимися на уроках. Важно только выбрать соответствующие обучающим задачам урока способы подачи и проведения занимательных опытов [20].
Опыты с газами.
Танец «бабочек»
Для опыта заранее делают «бабочки». Крылья вырезают из разноцветной папиросной бумаги и приклеивают к тельцу (обломки спички) для большей устойчивости в полете.
Приготовляют широкогорлую банку, герметически закрытую пробкой, в которую вставлена воронка. Диаметр воронки вверху должен быть не больше 10 см. В банку наливают уксусной кислоты СН3СООН столько, чтобы нижний конец воронки не доставал до поверхности кислоты примерно на 1 см. Затем через воронку в банку с кислотой бросают несколько таблеток гидрокарбоната натрия NaНСО3, а «бабочек» помещают в воронку. Они начинают «танцевать» в воздухе.
«Бабочек» удерживает в воздухе струя углекислого газа, образующегося в результате реакции между гидрокарбонатом натрия и уксусной кислотой:
NaHCO3 + СН3СООН = СН3СООNa + CO2 + H2O.
Дым без огня
Пословица «нет дыма без огня» опровергается некоторыми химическими реакциями.
1. Если смешать в колбе при комнатной температуре два бесцветных газа ─ аммиак и хлороводород, ─ то сейчас же появится густой белый дым. Он представляет собой мельчайшие кристаллики хлорида аммония:
NH3 + HCl = NH4Cl
Дым вскоре осядет на стенке сосуда в виде белого налета.
2. Хлорид кремния (IV) SiС14 ─ это жидкость, отличающаяся большой летучестью. Достаточно открыть колбу, в которой он находится, чтобы появился белый дым.
Испаряясь, хлорид кремния (IV) реагирует с влагой воздуха:
SiС14 + 4Н2О = Н4SiO4 + 4НС1.
В результате этой реакции образуется дым, состоящий из твердых частичек кремниевой кислоты Н4SiO4.
Благодаря этому свойству хлорид кремния (IV) применяют в военном деле в качестве дымообразователя.
«Фонтан» в банке
Толстостенную склянку емкостью 1л заполните хлороводородом и плотно закройте пробкой со стеклянной трубкой, один конец которой внутри склянки оттянут. На другой конец наденьте резиновую трубку с зажимом. Переверните склянку вверх дном, опустите трубку в стакан с водой, подкрашенной синим лакмусом, уберите зажим. Вода с силой впрыскивается в сосуд и бьет фонтаном, цвет ее меняется на красный.
Наблюдаемое явление объясняется тем, что хлороводород хорошо растворяется в воде, поэтому в колбе образуется разряженное пространство, в которое вода бьет фонтаном. Лакмус в кислой среде краснеет.
Опыты с кристаллами и растворами.
Рост кристаллов
В конической колбочке готовят при нагревании насыщенный раствор сульфата магния МgSО4. Затем его медленно охлаждают (при медленном охлаждении образуются более крупные кристаллы, при быстром ─ мелкие) и прибавляют несколько капель столярного клея. На следующий день на дне колбочки появляются красивые крупные (до 1 см в поперечнике) длиною до 10 см призмы сульфата магния. Надо поставить охлаждаться несколько колбочек, и наиболее удачно образовавшиеся кристаллы продемонстрировать. Клей повышает вязкость жидкости, что замедляет образование зародышей кристаллов.
Межпредметность – современный принцип обучения
Отбор содержания межпредметного характера определяет выбор форм организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют обобщению, синтезу знаний, комплексному раскрытию учебных проблем. Как правило, это комплексные формы обучения (семинары, экскурсии, конференции, домашние задания, обобщ ...
Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию
педагогической технологии при переходе учеников с первой на вторую ступень
обучения
Существование столь большого «комплекса» ошибок может быть объяснено несовершенством обратной связи, а иногда и сведением ее функций только к контролю. Поэтому было решено совершенствовать процесс обучения именно на основе этого принципа. В проводимом исследовании диагностические задачи педагогичес ...
Основные дидактические принципы в обучении математике
Дидактика (греч. слово, означающее - поучающий) - отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. Предметом дидактики являются закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы и средства обучения. Задачи дидактики состоят в том, ч ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.