Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
А.П. Чехов говорил А.М. Горькому: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело!» Как видим, писатель, много думавший о школьном учителе, понятие «артист» распространил на всех педагогов независимо от того, какой предмет они преподают. Нужно, чтобы все науки, – будь то математика или биология, история или география – преподавались как искусство.
Но что такое артистизм применительно к учителю, школе, обучению и воспитанию? Есть учителя, которые принципиально избегают артистизма, потому что считают, что школа не театр, урок не спектакль, учитель не артист. Но есть и другие наставники молодых педагогов, которые на вопрос: «Нужен ли учителю артистизм?», отвечают: «Артистизм не излишество, нет. Он жизненно необходим. Нужно лишь отличать артистизм от желания, во что бы то ни стало произвести на ребят впечатление, выделиться среди окружающих, поэффектнее смотреться».
Артист в широком смысле слова – это виртуоз, мастер своего дела. Артистизм – это деятельность, поднятая до уровня искусства, это высший уровень совершенства в своей работе. Без него ребята на уроке не смогут подняться на желаемую духовную высоту.
У педагога нет никаких театральных аксессуаров, театральных средств воздействия: ни сцены, ни декораций, ни костюмов, ни симфонического оркестра. Школьно-классный реквизит прост: стол, стул, доска, наглядные пособия. С точки зрения театра это – реквизитная нищета. И, тем не менее, мы говорим об искусстве учителя, его артистизме.
Каковы же компоненты артистизма учителя? Что помогает ему повести детей за собой, вместе с ним искать научную истину, переживать радость открытия окружающего мира?
Учитель – открыватель мира для детей. Эту роль он может выполнить лишь в том случае, если является высокообразованным человеком, дающим себе труд постоянно черпать из науки, искусства и действительности. Учитель-артист живет любознательностью, познанием «тайн», удивлением, чувством нового, сомнением.
Эрудиция учителю нужна до чрезвычайности. Учитель артист умеет найти единственно верное, точное педагогическое решение. Иные люди располагают большими знаниями, впитывают в себя лавины информации. Много читая, воспринимая постоянно телепередачи, они осваивают монбланы фактов и мыслей. Но когда слушаешь их, наблюдаешь за ними, то впечатление такое, что внутри у них груды разбросанного материала. Вчера узнанное оказывается погребенным под нынче узнанным. Напротив, когда видишь человека, у которого любое знание идет к делу, испытываешь к нему чувство восхищения.
Учителю необходимо быть эрудированным. Каждое слово должно произноситься к месту в цепочке событий, каждая цифра сообщаться тогда, когда она уместна. Необходимо уметь быстро извлекать из памяти нужные сведения, все время думать, творить, чтобы сообщать факты, произносить слова, делать выводы.
Есть такие учителя, которые умны, образованны, порядочны, но не вызывают чувства человеческого братства, духовного единения. Они больше любят свой предмет, чем учеников, чем людей вообще. Как бы отъединенность от учеников, обходительная недоступность, держание учеников на далеком расстоянии от себя при обширных знаниях, уме, личной нравственности. Такому учителю не хватает обаяния.
Модели национальных экономик мира: структура и факторы развития
общественного сектора
Своеобразие экономической деятельности в рамках любой страны обусловлено многими факторами: наличие природных ресурсов и определенных климатических условий; величиной национального богатства и демографической структурой общества; особенностями политического, государственного и общественного устройс ...
Период двигательно-зрительной установки психики
Наиболее нормальным педагогически является гармоническое развитие всех функций ребенка, предоставление ему всех возможностей полноты жизнеощущения. Его творческая активность должна проявляться во всех направлениях сначала в целях внутренней организации его психики, его впечатлений, а потом и в целя ...
Проблема обогащения речи младших школьников глаголами в процессе работы со
словарями в учебно-методической литературе
Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее и красочнее его речь. Школа, обучая учащихся русскому языку и совершенствуя всесторонне их навыки владения языком, обязана: а) вооружить учащихся знанием словарного состава русского языка, дать навыки действенного, эффективного ис ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.