Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Отличительной чертой сюжетно-ролевой игры является наличие взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками. При этом исследователи отмечают, что в игре наблюдаются игровые и реальные взаимоотношения. Функциями реальных отношений является умение ставить и принимать игровые задачи, договариваться друг с другом о способах и средствах решения игровых задач, понятно излагать свои мысли, тактично отказываться, если игровая задача не интересна ребенку. Игровые отношения определяются содержанием выполняемых детьми ролей.
В сюжетно-ролевой игре дети становятся более самостоятельными. Их самостоятельность проявляется в выборе замысла, постановке игровых задач, в выборе игровых предметов, роли и ролевых способов отражения окружающего, а также в выборе партнеров. При правильном руководстве в сюжетно-ролевых играх ярко проявляется индивидуальность ребенка, его творчество.
Многие исследователи развития игровой деятельности детей ( А.П. Усова, Е.В. Зворыгина, Н.Я. Михайленко и др.) отмечают, что для полноценного развития сюжетно-ролевой игры ребенок должен пройти все этапы овладения игровыми способами.
Несколько другой подход к определению этапов развития игровой деятельности мы находим у Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой. Изучая особенности игровой деятельности, авторы выделили три постепенно усложняющихся способа построения детьми сюжетной игры:
1. Развертывание цепочки условных предметных действий. Ребенок имитирует в игре кого-то, но сам еще этого не осознает. Этот способ можно назвать предметно-действенным.
2. Ребенок принимает на себя роль. Действия становятся более разнообразными, включают все больше ролевой речи, которая является непременным атрибутом любого персонажа. Все это означает переход ребенка к новому способу построения игры – ролевому поведению.
3. Главным для ребенка становится воссоздание целостных событий, которые включают в себя разнообразные роли с их действиями и отношениями. Сложность содержания такой игры требует все большего использования речевого обозначения. Игра переходит частично в план речи и воображения. Этот способ можно назвать сюжетосложением.
Последовательное овладение этими способами игры позволяет ребенку воссоздать действия и отношения окружающих людей, а также творчески развертывать игру благодаря свободному оперированию в ней различными элементами сюжета – событиями, персонажами, их действиями.
Как было уже отмечено, в русле сюжетных игр рассматриваются и режиссерские игры.
В традиционной педагогике режиссерские игры не выделялись в особый вид игровой деятельности, а рассматривались в русле сюжетно-ролевых игр. В настоящее время появились исследования (С.Л. Новоселова, Е.М. Гаспарова), в которых режиссерские игры выделяются как самостоятельный вид детской сюжетной игры. Авторы отмечают основное отличие этих игр. Оно состоит в том, что это преимущественно индивидуальные игры, в них ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников.
Е.М. Гаспарова в своем исследовании подчеркивает, что режиссерская игра возникает в жизни ребенка раньше, чем сюжетно-ролевая. Но та и другая игра проходят одни и те же этапы развития: от сюжетно-отобразительной игры, где ребенок раннего возраста усваивает способы действия с предметами, овладевает последовательностью игровых действий, знакомых ему из личного опыта (кормит куклу, укладывает спать и т.д.). С помощью взрослых ребенок обогащается простейшими игровыми сюжетами, начинает отражать не только действия с предметами, но и такие, которые связаны с ролью. Таким образом, отмечает автор, создаются предпосылки для перехода к сюжетно-ролевой игре. Но у ребенка еще недостаточно развиты навыки общения, которые необходимы в сюжетно-ролевой игре: умение договариваться о содержании игры; распределять роли, учитывая интересы и желание других детей; вступать в ролевые отношения. Поэтому и возникают режиссерские игры, где носителями ролей выступают игрушки и другие предметы, и ребенку не надо учитывать позицию партнера. Здесь он сам организует игровую ситуацию, регулирует взаимоотношения персонажей и мотивирует их действия.
Разобщенность деятельности педагога и учащихсяявляется следствием недооценки
фактора взаимопонимания
В процессе изучения иностранного языка, где разговорные темы лежат в сфере субъект-субъектных отношений, где общение выступает и целью, и средством обучения, продуктивное взаимодействие приобретает особую значимость. Уроки иностранного языка являются по сути единственными, моделирующими реальные и ...
Инновационная деятельность педагога
Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития. Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педаг ...
Взаимодействие субъектов образовательного процесса
Педагогическое взаимодействие представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и обучаемых, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического проц ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.