Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Этническая психология - наука о психическом своеобразии людей, принадлежащих к различным этническим объединениям (родоплеменным организациям, народностям, нациям). Этническая психология возникла на стыке двух гуманитарных дисциплин: социальной психологии и этнографии, образовав новую отрасль знания, в которой уже определился предмет исследования, проблематика и цели, но еще недостаточно отработана собственная методика и терминология. Отделение этнопсихологии от социальной психологии и этнографии весьма условно, можно сказать, что она представляет собой "психологизированную этнографию".
Этнография, первоначально призванная описывать и анализировать нравы, обычаи, быт различных этносов, их взаимоотношения в семье, ценностные ориентации и т д., не может обойти вниманием и собственно психологические характеристики народов, но ее больше интересует не столько психологическая, сколько этнокультурная специфика, исторический опыт определенной нации или народа. Подходы этнографии к пониманию сущности этнопсихологических феноменов основываются не на психологических, а на социологических закономерностях.
Предмет
этнопсихологии
. Проблемы национальной психологии относятся к наиболее сложным в структуре психологической науки. Интерес к выявлению природы национальной психологии проявляют не только психологи, но и этнографы, физиологи, историки, философы, политики, военные и представители других наук, в частности такой относительно молодой науки, как валеология.
Национальную психологию нельзя свести только к сфере социальной психологии, к сфере культуры, к этнографическому описанию. Национальная психология имеет свою материальную базу, своих конкретных носителей и отражает то общее, что есть у представителей целой нации, этнической общности в мировоззрении, устойчивых формах поведения, чертах психологического облика, в реакциях, речи и языке, отношениях к другим людям и природе.
Сам факт существования отличий в психологии различных этнических общностей получил довольно широкое признание. Представители этнопсихологической науки признают наличие специфических психологических черт и особого сочетания этих черт (психического склада) у представителей той или иной этнической общности. Различия могут быть ясно выраженными, могут иметь менее очерченные контуры, но они есть. Конечно, реальность психологии менее ощутима, чем, скажем, реальность языка.
Каждые племя, народность, нация в определенную историческую эпоху обладают рядом психических особенностей, присущих данной этнической общности и не свойственных другой. Несходные географические, экономические и исторические условия породили значительные различия в психологии таких близких по происхождению, языку и ступени общественного развития человеческих популяций, как, например, американцы, австралийцы, новозеландцы и канадцы. В результате возникли заметно отличающиеся культуры со своими традициями, семейным бытом, отношениями между полами, между возрастами, неодинаково воспринимаются религиозные догмы и т д. Вся эта система представлений, культуры, поведения и специфических действий, свойственных отдельному народу, и является предметом этнопсихологии.
Психологические особенности этноса выполняют роль защитного механизма, механизма отчуждения (эйленизации) всего поступающего извне. Особенности этноса это - сетка,
цензура, призванная выделить постороннее, с тем чтобы принять его и переработать в соответствии со сложившимися в народе нормами или отвергнуть.
Таким образом, на формирование этнопсихологии оказывают воздействие: генетический склад сформировавшейся популяции, климатогеографические условия, влияние коренного и пришлого населения, уровень общей культуры, экономического развития, связи с другими народами, странами.
Методологической основой
этнопсихологии как науки являются принципы психологии: детерминизма, единства сознания и деятельности, личностного подхода.
Принцип детерминизма связан с выявлением причин существования этнопсихологических явлений. Для того, чтобы правильно осмыслить конкретный этнопсихологический феномен, необходимо понять национально-специфические причины и условия, его породившие.
Интегрированный урок по геометрии
Тема. Площади поверхностей геометрических тел Цели
: 1) закрепить знания теоретического материала на вычисление площади поверхностей многогранников путем проведения практической работы; 2) показать учащимся использование данного материала на уроках черчения и технологии. Оборудование урока
: набор ...
Нарушения в развитии, вызывающие трудность в общении
Как известно, ребенок 6-7 лет уже умеет соподчинять мотивы, владеть своими эмоциями, старается соотносить свои действия и желания с действиями и желаниями окружающих. Особые требования к воле ребенка предъявляют ситуации, в которых сталкиваются противоположные мотивы. Самое трудное - момент выбор ...
Диагностика уровня сформированности вычислительных навыков у
младших школьников на констатирующем этапе исследования
вычислительный навык проблемный обучение Экспериментальная работа проводилась на базе 2 класса МОУ СОШ № 9 города Алексина. В ней приняли участие 7 учеников. Целью констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы было выявление исходного уровня сформированности вычислительных навыков у школьни ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.