Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Современная этнопсихологическая наука видит причины этнопсихологических феноменов в социальных, климато-геофафических, наследственно обусловленных и других факторах, имевших место в процессе формирования той или иной национальной общности. Этнопсихологические особенности народа могут быть следствием социально-исторического своеобразия развития одной нации в отличие от других; результатом сочетания воздействия экономических, политических социальных и культурных факторов.
Психологический принцип единства сознания и деятельности отражает зависимость этнопсихологических феноменов от особенностей тех видов деятельности, в которые вовлечен представитель национальной общности. С одной стороны, общие закономерности конкретной деятельности определяют сходство в психологии субъектов ее осуществления, с другой - национальное самосознание, своеобразное у каждого народа, вносит такое же своеобразие и в формы и результаты самой деятельности.
Принцип личностного подхода требует при изучении любых этнопсихологических явлений учитывать, что их носителем всегда выступает, во-первых, конкретная личность и, во-вторых, представитель конкретной этнической общности, с характерными для них чувствами, мыслями, ценностными ориентациями и т.д. Следовательно, нужно постоянно помнить: в психологии каждою человека присутствует и личностно, и национально особенное.
Понятийный аппарат этнопсихологии
. Прежде чем приступать к изучению любой науки, необходимо разобраться в ее дефинициях, т.е. смыслосодержании ее основных понятий. Этнопсихология имеет свой понятийный аппарат, представляющий собой совокупность понятий о тех явлениях и процессах, которые она изучает.
Этническая общность, этнос - исторически сложившаяся устойчивая группировка
людей - племя, народность, нация. Этническая общность предполагает общность территории, климато-географических условий, социально-экономического единства и языка населяющих се людей, а также общность и специфичность культуры и быта и факт сознательного самовыделения себя в качестве самостоятельной общественной группы. Единство особенностей психического склада рассматривается в качестве важного показателя, характеризующего этническую общность.
Этническая группа - родственная по языку и близкая по культуре общность людей. Этническими группами были, например, древние славяне, разделившиеся впоследствии на несколько этнических объединений - русских, белорусов, украинцев. Типичные этнические группы - кельтские народы, потерявшие языковое единство, но сохранившие культурное и этнографическое своеобразие, эскимосы РФ, Канады, США и Гренландии, арабы Азии и Африки.
Этногенез - процесс сложения этнической общности на базе этнических факторов.
Ряд исследователей в области этнопсихологии предлагают считать данную науку специфическим разделом общей психологии. На этом основании считается правомерным применение определений психических явлений и процессов, существующих в общей психологии,
к характеристике психики представителей разных этносов.
Общепризнанной категорией этнопсихологии является понятие психологического склада нации. Однако, будучи заимствованным из общественных наук, оно до сих пор не наполнено реальным содержанием. Предпринят ряд попыток найти такие эквиваленты этому понятию, которые были бы более доступны для использования их в эмпирических исследованиях Как синоним "психологическому складу нации" употребляются понятия "национальный характер", "национальное самосознание".
Национальная психология включает структурообразующий и динамический компоненты. Структурообразующий компонент - это специфические качества национального характера, национального самосознания, национальных чувств и настроений, национальных интересов, ориентации, традиций, привычек. Динамический компонент национальной психологии включает в себя национально-психологические особенности этноса, к которым относятся коммуникативные, мотивационно-фоновые, интеллектуальные, познавательные, эмоциональные, волевые особенности представителей этнических групп.
Национальный характер формируется под влиянием исторических и социально-экономических условий Национальный характер - это исторически сложившаяся совокупность устойчивых
Варианты использования цифрового фотоаппарата во
внеклассной работе по предмету «Естествознание»
Дети значительно лучше усваивают содержание любого, даже самого сложного предметного материала, если получают информацию не только из учебника, но и из окружающей их жизни. Однако, прибегая к помощи простых экскурсий в лес, парк или на школьный двор сегодня уже нельзя рассчитывать на достаточно эфф ...
Формы обучения математике
Важную роль в учебном процессе играют формы организации обучения или виды обучения, в качестве которых выступают устойчивые способы организаци педагогического процесса. Формы обучения - виды учебных занятий, способы организации учебной деятельности школьников, учителя и учащихся, направленные на ов ...
Принципы работы с
песней на уроке иностранного языка
Несмотря на все преимущества использования песни в обучении иностранному языку, учебно-методические комплексы не содержат достаточного количества песенного материала. На начальном и среднем этапах обучения необходим отбор учителем песенного материала, соответствующего практическим целям данного эта ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.