Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
По мнению учёных, зачатки патриотизма появляются ещё в первобытнообщинной формации. В те времена патриотизм опирался на кровнородственные связи, носил эмоционально-чувственный характер. Корни патриотизма кроются в нескольких примитивных, биологически необходимых предрасположениях: из инстинктов размножения (продолжения вида) и питания (сохранения вида) вырастают инстинкты охраны и защиты потомства и территории обитания.
Патриотизм и героизм – личностные качества, которые формируются в результате работы сознания, когда требуется обеспечить удовлетворение основных потребностей человека в изменяющейся обстановке. Они тесно связаны с потребностью в безопасности, которая служит своеобразным связующим звеном между естественными потребностями и потребностями социальными.
Родоплеменная организация общества, основывавшаяся на чувстве коллективного своего (общие для членов племени добыча, скот, дети), настоятельно требовала защиты, прежде всего, своих сородичей. При этом ценность территории обитания зависела от наличия необходимой для поддержания жизнедеятельности флоры и фауны. По мере перехода к оседлому образу жизни возникла потребность и в охране своей территории. Именно тогда возникают зачатки государственности: вооруженная охрана как необходимая форма защищенности территории племени; героизм и патриотизм как идеология выживания человеческой общности.
Появление частной собственности, закрепление территорий в рамках отдельных государств, многочисленные войны за передел территорий настоятельно диктовали необходимость развития у населения страны патриотизма и героизма. Именно тогда чувство привязанности и любви к родной территории соединяется с гражданской ответственностью, что усиливает социальная связь личности с Отечеством. [4, с.59]
В условиях формирования наций, образования национальных государств патриотизм становится неотъемлемой частью общественного сознания всего народа. В нормально развивающемся обществе патриотизм – такое же естественное чувство личного самоуважения и достоинства человека как любовь к своей семье. Любовь к Родине, обязанность служить своему народу и Отчизне формируются в повседневной жизни по мере расширения связей отдельного человека с другими людьми – сначала с земляками, а потом – с народом всей страны. При этом частота обращения государства и общества к патриотизму прямо пропорциональна величине внешней угрозы, а его содержание напрямую зависит от господствующей идеологии.
В памяти россиян патриотизм и героизм в полной мере ассоциируются с именами князей А. Невского и Д. Пожарского, крестьянина И. Сусанина, полководцев А.В. Суворова и М.И. Кутузова, адмирала А.В. Колчака, маршалов Г.К. Жукова и В.К. Блюхера, летчика Н. Гастелло, рядового А. Матросова и сотен тысяч других россиян.
Анализ древнерусской истории показал, что в те времена эквивалент слову "патриотизм" отсутствовал, а слово "Родина" не употреблялось. Это, по-видимому, связано с княжескими междоусобицами, отсутствием национального единства. Тем не менее, во многих произведениях Древней Руси явно слышатся патриотические мотивы: гордость за свою землю, восхищение её красотой и величием, осуждение пагубных раздоров.
Условия для формирования общерусского патриотического сознания возникли лишь с образованием Российского государства в конце XV века. Бурные события начала XVII века ("Смутное время") нашли отражение в исследованиях В.И. Даля, Н.М. Карамзина, В.В. Максимова и обозначили контуры понятия "патриотизм", близкие к современному пониманию.
В годы правления Петра I патриотизм принял характер государственной идеологии, а главным девизом россиян становится девиз: "Бог, Царь, Отечество!".
В основу системы воспитания защитников России было положено требование воспитывать в воинах преданность Отечеству. Крупнейшие военные деятели России, такие как А.В. Суворов, М.И. Кутузов, М.А. Драгомиров, утверждали, что патриотическая работа должна вестись с опорой на историю, воинские традиции и ритуалы, использование военной символики, материального и морального стимулирования. Большое значение они придавали личному примеру командиров.
Системно-генетический анализ принципов, оказывавших влияние на массовое общественное сознание, показывает, что российское государство, влияя на общественное сознание, использовало триаду приоритетных ценностей:
1) идеология (православие – в дореволюционный период; марксизм-ленинизм – в период советской власти);
Варианты использования цифрового фотоаппарата во
внеклассной работе по предмету «Естествознание»
Дети значительно лучше усваивают содержание любого, даже самого сложного предметного материала, если получают информацию не только из учебника, но и из окружающей их жизни. Однако, прибегая к помощи простых экскурсий в лес, парк или на школьный двор сегодня уже нельзя рассчитывать на достаточно эфф ...
Развитие предметной деятельности в раннем возрасте
ребенка
Ранний возраст является периодом интенсивного освоения разнообразных действий с предметами. Интерес к предметам и первые действия с ними возникают уже во второй половине младенческого возраста. Но в 6 - 7 мес. это в основном однообразные неспецифические манипуляции, связанные с общим уровнем активн ...
Межпредметность – современный принцип обучения
Отбор содержания межпредметного характера определяет выбор форм организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют обобщению, синтезу знаний, комплексному раскрытию учебных проблем. Как правило, это комплексные формы обучения (семинары, экскурсии, конференции, домашние задания, обобщ ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.