Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
- сглаживание противоречий между ребенком-инвалидом и социумом (нормально развитым сверстником).
По мнению ряда авторов, решение реабилитационных и профилактических физкультурно-оздоровительных и спортивных проблем детей-инвалидов состоит в реальном улучшении процесса образования и качества их жизни, в расширении физкультурных адаптационных возможностей, а не только в увеличении финансовых затрат и числа «культурно-массовых мероприятий» [36, 48].
Ослабление здоровья детей приводит не только к снижению трудовых способностей, но и к ограничению двигательной активности. Поэтому такие дети в значительной степени подвержены негативному воздействию факторов гиподинамии [17,44]. Известно, что гиподинамия характеризуется низким уровнем двигательной активности. При этом повседневные морфофункциональные изменения для здоровых детей малозаметны. Однако у детей с ослабленным здоровьем отрицательный кумулятивный «эффект» от воздействия этих факторов вызывает более негативные изменения в организме, которые, по мнению Н.О. Рубцовой [76], выражаются в следующем:
а) в снижении функциональной активности органов и систем и нарушений их регуляторных проявлений;
б) в атрофических дегенеративных изменениях опорно-двигательного аппарата и особенно нервно-мышечной системы;
в) в нарушении обменных процессов, увеличение объема жировых тканей.
Очевидная целесообразность и необходимость профилактики негативного влияния вышеизложенных факторов у детей с ослабленным здоровьем подчеркивают особую актуальность разработки и внедрения специальных комплексов адекватных средств, форм и методов оздоровительной физической культуры. Специфика данной проблемы связана в основном с ограничением возможности реализации для таких детей широкого спектра средств физической культуры и спорта, используемых в работе с нормально развитыми школьниками.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- педагогические наблюдения,
- методика развития познавательных способностей детей младшего школьного возраста в условиях урока физической культуры,
методика математико-статистической обработки материалов исследований,
анализ литературы.
Проведенный автором анализ данного исследования в специальной речевой школе № 26 г. Краснодара показал, что количество детей с нарушениями речи, начиная с 1993 года, неуклонно растет. Так, например, в 1993 году количество учащихся в специальной речевой школе составляло 402, в 1995 - 454 и в 2000 - 918 человек. Естественно, чтобы целенаправленно влиять на развитие личности таких детей, необходимо было выявить исходное психическое состояние, а затем включить все формы двигательной активности с целью оказания действенной помощи по снижению отрицательного влияния нарушений речи на здоровье и физическое состояние школьников.
В задачу исследований входила разработка и экспериментальная проверка эффективности методики по физическому воспитанию направленная на активизацию развития познавательных способностей, школьников младших классов специальной речевой школы.
Эксперимент проводился на базе специальной коррекционной школы № 26 г. Краснодара. В нем участвовали 30 детей экспериментальной группы и 32 ребенка – в контрольной. Возраст детей в начале эксперимента был 7, в конце – 9 лет.
Экспериментальная группа занималась по разработанной нами методике, направленной на активизацию процесса развития познавательных способностей младших школьников с нарушением речи в условиях урока физической культуры. Контрольная группа учащихся той же школы занималась физическим воспитанием на уроке физической культуры по традиционной методике.
В чем же состояла особенность разработанной нами методики развития познавательных способностей детей младшего школьного возраста?
Урок физкультуры был разделен вместо традиционных трех на пять частей - дети с нарушениями речи, не могут более 1-2 мин удерживать свое внимание на выполнении какого либо одного учебного задания и поэтому быстро утомляются, отвлекаются, что не позволяет учителю эффективно продолжать выполнение данного задания;
Возрастные и индивидуальные особенности школьников юношеского возраста
Воспитание и обучение в семье и школе направлено на то, чтобы новые поколения, усваивая общественно-исторический опыт, вместе с тем были подготовлены к объективно сложившимся требованиям, которые общество на его современном этапе и с учетом перспективы предъявляет к своим членам. Эти требования охв ...
Классификация педагогических задач
Важным является вопрос классификации педагогических задач. Он проанализирован в работах Н. В. Кузьминой, А. И. Мищенко, Л.Ф. Спиринаидр. По временному признаку педагогические задачи подразделяются на стратегические, оперативные, тактические. Стратегические задачи, вытекая из общей цели образования, ...
Экологическое образование средней школы
Вопросы, экологии, несомненно, поднимаются во многих дисциплинах: биологии, географии, истории, охране безопасности жизнидеятельности, но всё же из всех дисциплин особое место хотелось бы выделить роли школьного курса химии в экологическом образовании. Роль школьного курса химии в экологическом обр ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.