Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Этап проведения – содержание; процесс игры. С началом игры никто не должен вмешиваться и изменять ход игры. Ведущий или учитель только может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. Различают три способа развития игрового процесса: детерминированный, спонтанный, смешанный (сочетание алгоритмизации с учётом вероятного характера событий, наиболее присущих деловой игре). Деловые игры в зависимости от модификации могут быть введены различные типы ролевых позиций участников:
По отношению к содержанию работы в группе – генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, анализатор;
По организационным позициям – организатор, координатор, интегратор, контролёр, тренер, манипулятор;
По отношению к новизне – инициатор, осторожный критик, консерватор;
По методологическим позициям – методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлектирующий программист;
По социально-психологическим позициям – лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, не принимаемый, отвергаемый.
Этап анализа и обобщения результатов игры подразумевает выступление экспертов, обмен мнениями, защиту своих решений и выводов. Учитель объясняет достигнутые результаты, отмечает ошибки, делает вывод занятия. Внимание обращается на сопоставление используемой имитации с соответствующей областью реального мира, установление связи игры с содержанием учебного предмета.
Ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов. Их можно разделить по мере возрастания и сложности на три группы:
Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;
Ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;
Условные, посвящённые разрешению например, учебных конфликтов и т.д.
Выделяют в структуре ролевой игры следующие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия.
1. Роли. Роли, которые выполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Социальные роли обусловлены местом в индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические). Межличностные роли определяются местом индивида в системе межличностных отношений ( лидер, друг, соперник и др.). Подбор ролей должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности: чувства коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки т.п.
2. Исходная ситуация. Выступает как способ её организации. При всём разнообразии определения понятия ситуации необходимо учитывать и обстоятельства реальной действительности, и взаимоотношение коммуникантов.
3. Ролевые действия, которые выполняют учащиеся, играя определённую роль. Ролевые действия как разновидность игровых действий органически связаны с ролью – главных компонентом ролевых игр – и составляют основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры, которые включают вербальные и невербальные действия, использование бутафории.
Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников
через применение игровых технологий
С детьми экспериментальной группы мы начали проводить занятия, направленные на развитие познавательных интересов через использование игровых технологий на уроках русского языка. Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является игра. Цель игры п ...
Ситуативное мышление младшего школьника
Мышление ребенка зарождается и развивается, во-первых, в процессе наблюдения, которое является не чем иным, как более или менее целенаправленным мыслящим восприятием. Собственно мыслительная деятельность в процессе наблюдения выражается, прежде всего, в сопоставлении и сравнении. Вещи познаются сна ...
Метод примера и его роль в формировании, воспитании личности
До определенного времени в истории педагогики отношение и к понятию, и к определению понятия "метод" было таким же, как и к любому другому понятию. Исходное определение этого понятия можно обозначить как "переводное". Слово "метод" греческого происхождения, а потому, о ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.