Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Планы-конспекты уроков по оптике для 11 класса

Материалы » Вопросы учителя как средство обучения учащихся физике » Планы-конспекты уроков по оптике для 11 класса

Страница 12

Этот пример – свидетельство тому, что дифракция происходит всегда, на любых препятствиях, и при очень тонких наблюдениях ею нельзя пренебречь и для препятствий, размеры которых значительно больше длины волны излучения.

Какое же явление дифракция – вредное или полезное? Что нужно учесть при ответе на этот вопрос?

С особым видом дифракции и полезным его использованием познакомимся, рассматривая дифракцию на последовательности параллельных друг другу щелей, образующих дифракционную решетку.

Дифракционная решетка представляет собой совокупность большого числа очень узких щелей, разделенных непрозрачными промежутками (рисунок 2.25).

Если ширина прозрачных щелей (или отражающих полос) равна а, а ширина непрозрачных промежутков (или рассеивающих свет полос) равна b, то величина d=a+b называется периодом решетки, или постоянной решетки. Решетка длиной L содержит N = L / d щелей (штрихов).

Решетки высокого качества изготовляют на специальной делительной машине, наносящей на стеклянной пластине параллельные штрихи. Число штрихов доходит до нескольких тысяч на 1 мм; общее число штрихов в решетке превышает 100000. Просты в изготовлении желатиновые отпечатки – реплики – с такой решетки, зажатые между двумя стеклянными пластинами. Наилучшими качествами обладают так называемые отражательные решетки. Они представляют собой чередующиеся участки, отражающие свет и рассеивающие его.

Рассмотрим элементарную теорию дифракционной решетки.

Пусть на одномерную дифракционную решетку падает под углом Θ монохроматическое излучение с плоским фронтом и длиной волны λ (рисунок 2.26).

Вторичные источники в щелях создают световые волны, распространяющиеся по всем направлениям. Найдем условие, при котором идущие от щелей волны усиливают друг друга. Рассмотрим для этого волны, распространяющиеся в направлении, определяемом углом φ.Такой вариант наблюдения дифракции называют дифракцией в параллельных лучах, или дифракцией Фраунгофера.

Оптическая разность хода волн, приходящих в точку наблюдения от двух соседних щелей, определяется суммой длин отрезков CB и BD. Выразим их через постоянную решетки d и углы Θ и φ:

(1)

где знак (+) или (–) выбирается с учетом того, является решетка отражающей или пропускающей.

При нормальном падении излучения на дифракционную решетку Θ = 0, и формула (1) принимает вид:

(2)

Максимумы будут наблюдаться под углом φ, определяемым условием:

где k = 0, 1, 2, …

Нужно иметь в виду, что при выполнении данного условия усиливаются не только волны, идущие от нижних (по рисунку 2.26) краев щелей, но и волны, идущие от всех других точек щелей. Каждой точке в первой щели соответствует точка во второй щели, находящаяся от первой точки на расстоянии d. Поэтому разность хода вторичных волн, испущенных этими элементами волнового фронта, равна λk и эти волны взаимно усиливаются.

За решеткой помещают собирающую линзу и за ней экран – на фокусном расстоянии от линзы. Линза фокусирует лучи, идущие параллельно друг другу (дифрагировавшие под одним углом), в одной отрезке прямой линии, параллельной щелям решетки. В этой точке происходит сложение волн с их взаимным усилением. Углами φ, удовлетворяющими условию , определяется положение максимумов на экране .

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Новые статьи:

Определение понятия «занимательность», его роль в учебном процессе младшей школы
Занимательность рассматривается как средство привлечения интереса к предмету или процессу изучения, которое способствует переходу познавательного интереса со стадии простой ориентировки, ситуативного, эпизодического интереса, на стадию более устойчивого познавательного отношения, стремления углубит ...

Методические рекомендации по использованию принципа гуманизации обучения в начальной школе
Гуманной педагогики в рекомендациях по внедрению подчеркивает и ищет ответы на вопросы: о развитии веры, о воспитании Сердца, о понимании смысла жизни, о развитии умения самопознания, о воспитании героев, о горизонтах наук в содержании образования, о создании образовательных курсов на основе принци ...

Реализация принципа гуманизации педагогов-новаторов
В конце 70 – начале 80-х гг. в системе образования начал появляться особый отряд учителей – педагоги-новаторы, педагоги – практики. Их девизом был – «Творчество учителя – творчество ученика». Признаками истинных учителей, педагогов были: способность стопроцентного вовлечения учеников в процесс обуч ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru