Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Состояние проблемы формирования речи-описания у детей в теории дошкольного воспитания

Материалы » Развитие описательной речи у детей 5-ого года жизни по игрушке » Состояние проблемы формирования речи-описания у детей в теории дошкольного воспитания

Страница 4

Обучение составлению цельных и связных рассказов реализовывается через систему коммуникативно-речевых заданий, построенных по принципу от "простого к сложному", включающую три группы: первая группа заданий предполагает формирование умения составлять рассказы на основе готового предметно-графического плана; вторая группа заданий включает упражнения на развитие замысла, в связи с чем детям предлагалось составлять рассказы по частично заданной программе; цель третьей группы заданий - обучение составлению связных сообщений самостоятельно.

С опорой на графические модели необходимо проводить специальную работу по совершенствованию связности описаний и расширению способов межфразовой связи, считают Н. Малютина, Л. Пономарева.

По их мнению, обучение может начинаться со сравнения связного описания и деформированного. Оба описания предъявляются детям один за другим. Рассказы сопровождаются показом одной и той же модели. Указка, следуя за описаниями воспитателя, привлекает внимание детей к повторению слова-предмета (в первом рассказе), а во втором - она показывает только на символы признаков. Далее обсуждается вопрос: "Какой рассказ лучше? Почему?". Детей подводят к выводу: в первом рассказе все предложения связаны друг с другом, они "дружат". Такой рассказ легче понять. Дети повторяют правильный образец, а затем по такой же схеме описывают по готовым моделям знакомые предметы.

На последующих занятиях детям предлагается сравнить описание, в котором используется только повтор, и описание, построенное с использованием не только повтора, но и местоименной связи. Воспитатель обращает внимание на то, что и в том, и в другом рассказе предложения "дружат". Но в первом рассказе слово предмет описания повторяется очень часто - рассказ воспринимается хуже. Предлагает вспомнить, какие слова прозвучали во втором рассказе вместо него (синий кружок). Он будет "сигнализировать": "Замени слово на маленькое слово" (рис.3).

Дети далее описывают предмет (или другое животное) по уточненной модели. Воспитатель указкой привлекает их внимание к синему кружку, стимулирует таким образом к местоименной связи фраз в описании.

Рис.3. Модель для составления связного описания с использованием местоименной связи Н. Малютиной, Л. Пономаревой

Аналогично может проводиться обучение детей способам синонимической связи.

Определенное количество работ посвящено особенностям обучения описанию в связи предметным содержанием учебного материала.

Так, Н.Ф. Виноградова рассматривает возможности описательного рассказа при обучении рассказыванию о природе. Она пишет, что наименьшую трудность вызывают описательные рассказы, построенные на сравнении разных времен года. Ребята описывают предметы и явления, которые они неоднократно наблюдали на экскурсиях и прогулках. Чтобы помочь детям в составлении такого рассказа, можно использовать пейзажные картины.

Труднее детям составить рассказ о сезоне в целом, поскольку эта тема требует уже умения выделять существенное, отбрасывать детали, обобщать, рассказывать достаточно полно и не повторяться. Не сразу могут дети передать в рассказе и свое отношение к тому, о чем они рассказывают. Выработке умения раскрывать свое отношение к природе способствует эмоциональный настрой занятия.

Самым трудным из всех видов рассказов о природе является описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы. Составление его требует от рассказчика определенной культуры восприятия и непременного проявления своего эстетического отношения к описываемому предмету. Дети же часто лишь перечисляют признаки и свойства предмета, рассказы их лаконичны и сухи, им не хватает слов для красочного описания явления.

Автор отмечает, что процесс обучения рассказыванию о природе отличается от обучения рассказыванию на другие темы тем, что в последнем случае составление описательного рассказа предшествует сюжетному или сопутствует ему, тогда как при обучении рассказыванию о природе на первом месте стоит сюжетный рассказ.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Структура педагогического теста
Структурными компонентами теста являются: тестовое задание – задача в тестовой форме, предназначенная для выполнения, к которой помимо содержания предъявляются требования тестовой формы и эталон – образец полного и правильного выполнения действия, служащий для сравнения достигнутого уровня с планир ...

Особенности восприятия детей младшего школьного возраста с нарушениями речи
Восприятие является основой ориентации человека в окружающем мире и в обществе. На основе восприятия человека человеком строится отношения между людьми. На уроках физкультуры выполнялись специальные упражнения, которые помогали школьникам овладеть техникой восприятия, научиться слушать учителя, смо ...

Воспитание детей в семье
А. С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания. Он был одним из первых советских педагогов, заняв­шихся разработкой этой важной проблемы. Главнейшим условием семейного воспитания Макаренко счи­тал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru