Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Обучение составлению цельных и связных рассказов реализовывается через систему коммуникативно-речевых заданий, построенных по принципу от "простого к сложному", включающую три группы: первая группа заданий предполагает формирование умения составлять рассказы на основе готового предметно-графического плана; вторая группа заданий включает упражнения на развитие замысла, в связи с чем детям предлагалось составлять рассказы по частично заданной программе; цель третьей группы заданий - обучение составлению связных сообщений самостоятельно.
С опорой на графические модели необходимо проводить специальную работу по совершенствованию связности описаний и расширению способов межфразовой связи, считают Н. Малютина, Л. Пономарева.
По их мнению, обучение может начинаться со сравнения связного описания и деформированного. Оба описания предъявляются детям один за другим. Рассказы сопровождаются показом одной и той же модели. Указка, следуя за описаниями воспитателя, привлекает внимание детей к повторению слова-предмета (в первом рассказе), а во втором - она показывает только на символы признаков. Далее обсуждается вопрос: "Какой рассказ лучше? Почему?". Детей подводят к выводу: в первом рассказе все предложения связаны друг с другом, они "дружат". Такой рассказ легче понять. Дети повторяют правильный образец, а затем по такой же схеме описывают по готовым моделям знакомые предметы.
На последующих занятиях детям предлагается сравнить описание, в котором используется только повтор, и описание, построенное с использованием не только повтора, но и местоименной связи. Воспитатель обращает внимание на то, что и в том, и в другом рассказе предложения "дружат". Но в первом рассказе слово предмет описания повторяется очень часто - рассказ воспринимается хуже. Предлагает вспомнить, какие слова прозвучали во втором рассказе вместо него (синий кружок). Он будет "сигнализировать": "Замени слово на маленькое слово" (рис.3).
Дети далее описывают предмет (или другое животное) по уточненной модели. Воспитатель указкой привлекает их внимание к синему кружку, стимулирует таким образом к местоименной связи фраз в описании.
Рис.3. Модель для составления связного описания с использованием местоименной связи Н. Малютиной, Л. Пономаревой
Аналогично может проводиться обучение детей способам синонимической связи.
Определенное количество работ посвящено особенностям обучения описанию в связи предметным содержанием учебного материала.
Так, Н.Ф. Виноградова рассматривает возможности описательного рассказа при обучении рассказыванию о природе. Она пишет, что наименьшую трудность вызывают описательные рассказы, построенные на сравнении разных времен года. Ребята описывают предметы и явления, которые они неоднократно наблюдали на экскурсиях и прогулках. Чтобы помочь детям в составлении такого рассказа, можно использовать пейзажные картины.
Труднее детям составить рассказ о сезоне в целом, поскольку эта тема требует уже умения выделять существенное, отбрасывать детали, обобщать, рассказывать достаточно полно и не повторяться. Не сразу могут дети передать в рассказе и свое отношение к тому, о чем они рассказывают. Выработке умения раскрывать свое отношение к природе способствует эмоциональный настрой занятия.
Самым трудным из всех видов рассказов о природе является описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы. Составление его требует от рассказчика определенной культуры восприятия и непременного проявления своего эстетического отношения к описываемому предмету. Дети же часто лишь перечисляют признаки и свойства предмета, рассказы их лаконичны и сухи, им не хватает слов для красочного описания явления.
Автор отмечает, что процесс обучения рассказыванию о природе отличается от обучения рассказыванию на другие темы тем, что в последнем случае составление описательного рассказа предшествует сюжетному или сопутствует ему, тогда как при обучении рассказыванию о природе на первом месте стоит сюжетный рассказ.
Артистизм и стильность учителя. Компоненты
артистизма
А.П. Чехов говорил А.М. Горькому: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело!» Как видим, писатель, много думавший о школьном учителе, понятие «артист» распространил на всех педагогов независимо от того, какой предмет они преподают. Нужно, чтобы все науки, – будь то матема ...
Специфика работы социального педагога с семьёй в условиях
социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверж ...
Деятельность учителя физической культуры, направленная на
творческое развитие учащихся
Творческая индивидуальность педагога – это высшая характеристика его деятельности, как и всякое творчество, она тесно связана с его личностью. Труд преподавателя состоит из трех компонентов: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность. Личность – стержневой фактор труда, определяе ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.