Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Состояние проблемы формирования речи-описания у детей в теории дошкольного воспитания

Материалы » Развитие описательной речи у детей 5-ого года жизни по игрушке » Состояние проблемы формирования речи-описания у детей в теории дошкольного воспитания

Страница 2

Во всех видах занятий, где от ребенка требуется составить собственный рассказ, можно использовать наглядный план, который готовится воспитателем.

На плане изображают последовательность основных эпизодов (3—4 ключевых эпизода) рассказа, к каждому из которых могут быть нарисованы или нанесены условно (схематически) главные персонажи, объекты (человек, животное, дерево и т. п.). Такой материал помогает ребенку соблюсти логику пересказываемого произведения и научиться самостоятельно, рассказывать в дальнейшем.

Авторы подчеркивают значимость сочетания заданий, направленных на развитие связной речи с запоминанием лексико-грамматических схем. Тематически эти виды работы могут перекликаться и служить естественным продолжением друг друга.

Обучение детей рассказыванию об игрушке опирается на словарную работу. На последующих занятиях задания усложняют. Дети подбирают определения к существительным с предметным значением, выполняют упражнения, направленные на активизацию глаголов.

Специальное обучение рассказыванию по серии сюжетных картинок, по данным исследования О.С.Ушаковой, позволяет детям средней группы устанавливать логические связи в развитии сюжетной линии между частями высказывания, составляемого, как минимум, по трем картинкам.

Обучение предполагает, что специально отобранные картинки по содержанию соотносятся с играми и упражнениями (например, первая картинка — девочка идет в лес, на второй — она встречает ежа, ежиху и ежат, на третьей картинке изображена помощь зверят девочке — они собирают ей грибы, а на последней — она прощается с ними).

В результате дети учатся рассказывать командами (на четыре картинки вызывают четверых человек), педагог помогает лишь при переходе от одной картинки к другой, чтобы показать разные способы связи между частями высказывания.

По мнению В.П. Глухова эффективным является комплексное использование различных приемов и форм обучения связной описательной речи. Автором разработаны специальные приемы описания – прием параллельного описания педагогом и ребенком двух однотипных игровых предметов и прием коллективного составления описания одного предмета несколькими детьми ("по цепочке").

Прием параллельного описания, когда педагог, а вслед за ним ребенок составляют описание предмета по частям, называя одни и те же признаки, может применяться также в варианте, когда описание составляется двумя детьми (с учетом их индивидуальных речевых возможностей). Коллективное составление описания одного предмета несколькими детьми ("по цепочке") подразумевает, что каждый из них дает характеристику предмету по 1—3 признакам (микротемам).

После этого можно переходить к формированию у детей навыков планирования небольшого по объему описания объекта природы ,предмета, наглядного материала . Вначале проводится коллективное составление плана: детям задаются вопросы по содержанию описания "О чем мы скажем вначале?"; "Что мы скажем об этом предмете, какой он?" . "Чем мы закончим наш рассказ?" и др. В последующем перед составлением описания ребенку предлагается сказать, о чем он будет говорить, используя ранее усвоенную схему ("Я скажу, как называется предмет, какой он формы, цвета, величины, из чего сделан, для чего он нужен" и т. д.).

По мере усвоения детьми навыков описания непосредственно воспринимаемых предметов используются некоторые новые виды работы с детьми: описание предмета по памяти, по собственному рисунку, включение описаний в различные игровые ситуации.[8]

Так, в работе А.А. Зрожевской предложена оригинальная последовательность введения объектов и видов описания в процессе обучения родному языку - в процессе обучения дети сначала учились описывать предметные картинки, затем игрушки и, наконец, сюжетные картинки; затем вводилось "словесное рисование". Автором доказана эффективность формирования у детей на пятом году жизни умений и навыков описательной речи, если соблюдается общая структура текста, выстраиваются микротемы, используются разнообразные внутритекстовые связи.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе
Цель социально - педагогической деятельности – создание педагогических и социально – психологических условий, позволяющих ребёнку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений). Цель может быть достигнута за счёт последовательного решения педагогическим ко ...

Актуальные проблемы работы с одаренными детьми
Качество работы с одаренными детьми характеризуют результаты участия школьников в олимпиадах, конкурсах 2004–05 2005–06 2006–07 2007–08 Количество победителей и призеров предметных олимпиад (указать отдельно дипломы первой, второй и третьей степени): – на муниципальном уровне; – на региональном уро ...

Растения – живые организмы
Формирование представлений у дошкольников о растительном мире Забайкалья. Характерные особенности народонаселения, времен года, видового состава животных и растений региона лежит в основе отбора содержания экологического (природоведческого) воспитания дошкольников. На основе полученных чувственных ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru