Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности.
Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связанно со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и трудовая деятельность.
Наблюдение.
Умению наблюдать следует учить детей, начиная с раннего и младшего возраста. У ребенка дошкольного возраста восприятие, конечно, еще очень несовершенно. Воспринимая целое, ребенок часто плохо воспринимает детали. восприятие детей этого возраста обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами: воспринять предмет – это прикоснуться к нему, потрогать, послушать, манипулировать с ним. И в этом случае на первый план выступает воспитание в ребенке наблюдательности, научить его наблюдать. В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида:
распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (величина, структура, форма, цвет), а также о связях наблюдаемого объекта с другими;
за изменением и преобразованием объектов (превращение материалов в ходе трудовой деятельности в предмет, рост, развитие растений и животных, сезонные изменения в природе, труде, и быте людей). Этот вид наблюдения дает знания о процессах, об объектах окружающего мира в их динамике, взаимодействии;
репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части – картина всего явления (так, по цвету, ягоды дети устанавливают ее спелость).
Указанные виды наблюдения отличаются не только по характеру познавательных задач, но соответственно по своей структуре: соотношению в процессе наблюдения сенсорных и интеллектуальных процессов, сочетанию непосредственно воспринимаемого и прошлого опыта.
Наиболее широкая сенсорная основа представлена в наблюдении распознающего характера.
Этот вид наблюдения используется во всех возрастных группах как при ознакомлении с новыми для детей объектами в целях формирования первоначальных представлений, так и для уточнения и расширения уже сложившихся представлений.
В ходе распознающего наблюдения формируются и основные умения наблюдать:
принимать задачу;
сосредоточивать восприятие на наблюдаемом объекте;
использовать обследовательские и поисковые действия.
Живое общение, непосредственное ознакомление в ходе наблюдения с жизнью вызывает интерес к окружающему, умственную и эмоциональную активность.
Наблюдения за преобразованием предметов (в нашем случае - представители лесной флоры и фауны), изменением их или ростом и развитием требуют более сложных умственных действий: сопоставления данного состояния объекта с предыдущим.
Таким образом, наблюдение для детей дошкольного возраста практически является основным источником восприятия окружающего мира. Через собственные наблюдения ребенок приходит к способам личного отражения того или иного объекта или явления в своей деятельности – в рисовании, конструировании, в любой игре…
А это связано с наличием ранее сложившихся представлений и умений мобилизовать их, осуществить процесс сравнения на основе представлений памяти, умений, выделить среди разнообразия признаков тот, который свидетельствует о происходящих изменениях.
Наблюдение репродуктивного вида осуществляется на основе имеющегося у ребенка знания в форме конкретных представлений о предметах или явлениях. Воссоздание образа объекта на основе ограниченного количества признаков требует активного припоминания и активной деятельности воображения.
Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и его результатов. Но само, наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развития без участия человека.
Мотивация – движущая сила в учении
Мотив (от лат. moveo – двигаю) – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащегося к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Случайно ли мотивация учения, учебному труду, познавательной деятельности, предмету, занимающего ведущие места ...
Артистизм и стильность учителя. Компоненты
артистизма
А.П. Чехов говорил А.М. Горькому: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело!» Как видим, писатель, много думавший о школьном учителе, понятие «артист» распространил на всех педагогов независимо от того, какой предмет они преподают. Нужно, чтобы все науки, – будь то матема ...
Применение лингвострановедческого аспекта на уроках иностранного языка на
основе использования учебно-методического комплекса
Считаем необходимым дать определение понятию "учебно-методический комплекс" и показать его структуру. Учебно-методический комплекс (УМК) – это целостный набор учебных и методических материалов для педагога и обучающихся, позволяющий решать учебно-воспитательные задачи и создавать условия ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.