Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Проблема обогащения речи младших школьников глаголами в процессе работы со словарями в учебно-методической литературе

Материалы » Опыт деятельности по обогащению словаря младших школьников глаголами » Проблема обогащения речи младших школьников глаголами в процессе работы со словарями в учебно-методической литературе

Страница 1

Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее и красочнее его речь.

Школа, обучая учащихся русскому языку и совершенствуя всесторонне их навыки владения языком, обязана:

а) вооружить учащихся знанием словарного состава русского языка, дать навыки действенного, эффективного использования учащимися в учебной, а в дальнейшем и в их практической и общественной деятельности

б) максимально в пределах возрастных возможностей учащихся расширить их активный словарь;

в) научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать нужные и наиболее подходящие слова для данной ситуации и в соответствии с требованием различных жанров и стилей;

г) помочь учащимся устранить из их речи слова нелитературные, диалектно-просторечные, архаичные, вышедшие из употребления.

С этой важной, интересной и трудной для школы проблемой в ее общем виде связаны такие более частные методические проблемы: вопрос об отборе словарного материала для первоочередного его изучения, о последовательности включения в школьный обиход различных групп слов, о приемах раскрытия значений слов. С нею связан и более общий вопрос – вопрос о системе методических приемов и упражнений, направленных на овладение учащимися словарными богатствами нашего языка.

Формирование словарного запаса учащихся – процесс длительный, постоянный, протекающий в течение всего периода пребывания ученика в школе.

Особое значение для обогащения словарного запаса учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка. «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая, целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», – писал известный ученый-методист А.В. Текучев.

Приемы обогащения словарного запаса учащихся разнообразны: раскрытие значения слова путем показа предмета; использование толкового словаря русского языка, синонимизация; морфологический анализ слов; перевод; перефраз.

Словарная работа охватывает усвоение учащимися новых слов и значений, оттенков значений, эмоционально – экспрессивной окраски слов, сфер их употребления, многозначности и переносных значений, активизацию словаря. Использование новых усвоенных слов в собственных высказываниях, включение их в число постоянно используемых учеником слов; очищение словаря, т.е. устранение из активного словаря учащихся диалектных, просторечных, вульгарных слов.

Обогащению словарного запаса учащихся, формированию умений осмысленного владения лексическими средствами содействуют словарные упражнения.

М.Т. Баранов выделяет следующие типы словарных упражнений:

Типы упражнений

А

Б

В

1. Объяснение значений слов

(словотолкование)

Включение родственного слова:

Использование синонимов:

Смеяться-хохотать

Использование антонимов:

Говорить-молчать

2. Группировка слов по семантическим признакам

подбор слов на определённую тему – составление тематических групп:

плакать, рыдать, хныкать

подбор слов на определённую тему – составление лексико – семантических групп слов (в данном случае слов принадлежащих одной части речи):

играть-резвиться-

3. Анализ лексических средств текста.

Анализ образцовых текстов.

Анализ негативных текстов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Психолого-педагогические проблемы перехода школьников с первой на вторую ступень обучения
Переход учащихся из начальной школы на 2 ступень обучения предъявляет высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у них определённых учебных знаний и учебных действий, к уровню развития произвольности психических процессов и способности к саморегуляции. ...

Психолого-педагогическая коррекция: понятие, принципы
Коррекция (лат.correction - исправление) определяется как система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков. Коррекция может выступать как самостоятельное педагогическое явлени ...

Сущность управления образованием
Вопросам управления образовательными учреждениями педагогическая наука всегда уделяла большое внимание. Усложнение функций современных профессиональных образовательных учреждений повлекло за собой значительные перемены организационного характера. В жизни их коллективов и руководителей определилась ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru