Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Понимание того, что каждое слово имеет свое значение (а этому способствует начальное усвоение синонимов на основе чувственных образов), что слово может обладать эмоционально-экспрессивной окраской, что употребление слова зависит от цели высказывания, стиля речи (это формируется через упражнения), развивает у учащихся потребность внимательно относиться к выбору слова, узнавать новые слова. Работа с синонимами в начальных классах раскрывает лексическое богатство русского языка. Усвоение синонимических гнезд, а затем упражнения в употреблении синонимов – путь к овладению этого богатства.
Важным семантическим отношением лексических единиц является их противоположность, или антонимия. Антонимические отношения характеризуются предельно логичным ударением, противоположностью своего реального содержания. Слова, связанные такими значениями, называют антонимами. Основой противопоставления являются такие значения, которые не просто различны, а соотносительны и при этом противоположны друг другу, имея общие смысловые компоненты. Например, смеяться – плакать.
Работа над антонимами, как и над синонимами, начинается в первом классе и, усложняясь, проводится постоянно в связи с читаемыми текстами и с некоторыми грамматическими темами. На антонимах построены многое пословицы: «Труд кормит, а лень портит», «Легко друзей найти, да трудно сохранить», которые встречаются уже в «Азбуке».
На уроках русского языка в связи с изучением глагола учащиеся овладевают умением употреблять глаголы в речи в прямом и переносном значении. Большинство широкоупотребительных слов многозначно. Многозначность – это способность слова иметь одновременно несколько значений или обнаруживать несколько взаимосвязанных лексико-семантических вариантов слова.
Одно из значений слова – первичное, исходное, а другое – вторичное, появившееся в результате развития первичного значения. Например: глагол «резать» имеет значение «разделить на части острым инструментом» (резать хлеб, мясо) – первичное; другие значения вторичны, «веревка режет руки», то есть действие веревки сходно острому инструменту.
Понимание многозначности способствует восприятию образов художественного произведения, пониманию его идейного содержания.
При изучении темы «Глагол» важно сопоставить однокоренные, а также близкие по значению глаголы, управляющие разными падежами существительных, например: касаться (чего?), прикоснуться (к чему?), вслушаться (во что?), прислушиваться (к чему?), удивляться (чему?), удивлять (кого? Составляя словосочетания с данными глаголами и вопросами, учащиеся научатся отбирать те нужные конструкции, с помощью которых можно передать тончайшие смысловые оттенки и правильно использовать их в речи. Специального внимания требуют глаголы, при которых учащиеся неправильно употребляют предлог с падежными формами существительного: идти (куда?) в школу, в сад, на завод; идти (откуда?) из школы, из магазина, с работы, от товарища; идти (где?) по дороге, лесом, мимо школы, около дома.
Работа над словосочетанием ведет учащихся к более высоким ступеням речевых упражнений – к составлению предложений, к связной речи.
Предложение передает мысль ученика, в нем реализуется умение выбрать точное слово, образовать нужную форму, составить словосочетание. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся.
Физиологические основы сенсомоторики
Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации. ...
Болонский процесс. Основные цели
Болонский процесс - процесс создания единого европейского пространства высшего образования. Он является ярким проявлением интеграционных тенденций, которые интенсивно развиваются в этой части света в последние годы. Европа все более ощущает себя единым целым: создано общее экономическое пространств ...
Классификация дидактических игр
Классифицировать игровые уроки особенно сложно. Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием. Основной мотив игры – её процесс, а не результат. Это усиливает их развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Несомненно, у игровых уроков есть и образов ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.