Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Идеи "нового воспитания" и "новых школ" вызвали большой интерес и в России, особенно после знакомства с сочинениями Эдмона Демолена - горячего пропагандиста и организатора "новых школ" во Франции (в 1900 г. его книги о новом воспитании были изданы на русском языке). Позже появился ряд изданий и отечественных авторов, познакомившихся с опытом зарубежных "новых школ" и представлявших их русскому читателю как блестящий образец для подражания. Уже в 1899-1900 гг. общепедагогический отдел Педагогического музея военно-учебных заведений организовал широкое обсуждение "новой школы", изложенных Э. Демоленом в книге "Новое воспитание".
Следует отметить, что видные педагогические деятели, А.Н. Острогорский, А.А. Макаров, Н.С. Карцов и др., признавали многие положительные черты этих школ, высказывали и серьезные критические замечания по поводу привилегированного характера, дороговизны, стремления изолировать воспитанников от семьи, излишнего культивирования здоровья и физической силы в ущерб развития мышления, утилитарного подхода к научному знанию, принижающего "ценность нравственно-гуманизирующего влияния науки", и т.п. Особенно же не вызывали сочувствия откровенно колонизаторские цели Демолена.
Несколько "новых школ", в основных чертах следовавших зарубежным образцам, появилось и в России. Это школа Е.С. Левицкой в Царском селе (1900), Гимназия Е.Д. Петровой в Новочеркасске (1906) и О.Н. Яковлевой в Голицыне под Москвой (1910). Осуществляя воспитание, близкое к природе, заботясь о гармоничном развитии детских сил, обращая огромное внимание на физическое воспитание и гигиеническую обстановку жизни и труда учащихся, разумно организуя учебный процесс и т.п., они, как и другие "новые школы", ставили своей целью воспитание знающих, волевых, инициативных деятелей, способных стать руководителями хозяйства, "капитанами индустрии", в которых все более нуждался развивающийся капитализм. Первую из этих школ открыла Е.С. Левицкая (внучка известного писателя и историка Н.А. Полевого), которая сама побывала в Англии, а затем во Франции и Германии, внимательно изучила организацию "новых школ" и решила по образцу школы в Бидельсе основать такую же и в России. Остановимся на ее опыте.
Все, что возможно, начиная от распорядка дня и кончая школьной формой, было заимствовано из зарубежного опыта. Единственное от чего решительно отказалась Левицкая, это от телесных наказаний, применявшихся в прославленной английской школе вплоть до 20-х годов нашего столетия.
Как и другие учебные заведения, созданные силой частной и общественной инициативы и отступившими от казенного правительственного образца, школе Левицкой с трудом пришлось отстаивать свое существование, преодолевая различные препоны и запреты. Создать в тогдашних российских условиях среднюю школу с совместным обучением девочек и мальчиков не представлялось возможным, поэтому вначале была организована маленькая школа из младших классов, занятия в которой начали всего 6 учеников - 3 мальчика и 3 девочки.
Через полтора года, чтобы открыть третий класс с совместным обучением и иметь возможность принимать пансионерами не только мальчиков, как было разрешено вначале, но и девочек, пришлось добиваться особого разрешения министра народного просвещения Ванновского; ходатайство об открытии следующего класса необходимо было подавать каждый год. Министр, в свою очередь, обращался с особым докладом к царю и только благодаря "высочайшей милости", а вернее благодаря энергии и настойчивости Е.С. Левицкой, школа могла развиться в среднее учебное заведение. Решающую роль играло и то, что учреждение Левицкой было небольшой и очень дорогой школой для детей богатых и знатных родителей. Эти "ограничительные" условия школы подчеркивал и попечитель учебного округа, докладывавший, что совместное обучение здесь допущено для очень ограниченного числа учащихся из "хороших семей (так как плата взимается очень высокая)".
Укрепило репутации учебного заведения в глазах начальства и то, что в "неспокойные" 1905-1907гг. эту школу, единственную из царскосельских учебных заведений, не коснулись ученические "беспорядки". Занятия в школе не прерывались ни на один день, и в июне 1907 г. она получила права правительственных мужских гимназий. Первый выпуск в школе состоялся в декабре 1908 года. В VIII классе было всего 4 ученика, показавших на экзаменах блестящие познания по всему курсу.
Осуществление связи с математикой в обучении физике
Математические приемы в физике учитель использует весьма часто: - для выражения законов в общей и точной форме; - для вывода тех или иных закономерностей из некоторых теоретических предпосылок; - для преобразований выведенных формул в другие; - для нахождения таких величин, измерение которых непоср ...
Система управления профессиональными учебными заведениями
Цели занятия: осмыслить сущность управления учебными заведениями как целостной системы, проследить специфические закономерности управления государственными и муниципальными образовательными учреждениями, изучить сущность управления учреждениями среднего специального, профессионального образования. ...
Педагогические идеи Платона
Древнегреческий философ-идеалист, идеолог рабовладельческой аристократии, Платон родился в знатной аристократической семье и получил блестящее для того времени образование. Автор многочисленных сочинений, Платон во многих из них говорил о воспитании. Свою систему взглядов на организацию воспитания ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.