Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Опыт "новых школ"

Материалы » Опыт "новых школ"

Страница 3

Идеи "нового воспитания" и "новых школ" вызвали большой интерес и в России, особенно после знакомства с сочинениями Эдмона Демолена - горячего пропагандиста и организатора "новых школ" во Франции (в 1900 г. его книги о новом воспитании были изданы на русском языке). Позже появился ряд изданий и отечественных авторов, познакомившихся с опытом зарубежных "новых школ" и представлявших их русскому читателю как блестящий образец для подражания. Уже в 1899-1900 гг. общепедагогический отдел Педагогического музея военно-учебных заведений организовал широкое обсуждение "новой школы", изложенных Э. Демоленом в книге "Новое воспитание".

Следует отметить, что видные педагогические деятели, А.Н. Острогорский, А.А. Макаров, Н.С. Карцов и др., признавали многие положительные черты этих школ, высказывали и серьезные критические замечания по поводу привилегированного характера, дороговизны, стремления изолировать воспитанников от семьи, излишнего культивирования здоровья и физической силы в ущерб развития мышления, утилитарного подхода к научному знанию, принижающего "ценность нравственно-гуманизирующего влияния науки", и т.п. Особенно же не вызывали сочувствия откровенно колонизаторские цели Демолена.

Несколько "новых школ", в основных чертах следовавших зарубежным образцам, появилось и в России. Это школа Е.С. Левицкой в Царском селе (1900), Гимназия Е.Д. Петровой в Новочеркасске (1906) и О.Н. Яковлевой в Голицыне под Москвой (1910). Осуществляя воспитание, близкое к природе, заботясь о гармоничном развитии детских сил, обращая огромное внимание на физическое воспитание и гигиеническую обстановку жизни и труда учащихся, разумно организуя учебный процесс и т.п., они, как и другие "новые школы", ставили своей целью воспитание знающих, волевых, инициативных деятелей, способных стать руководителями хозяйства, "капитанами индустрии", в которых все более нуждался развивающийся капитализм. Первую из этих школ открыла Е.С. Левицкая (внучка известного писателя и историка Н.А. Полевого), которая сама побывала в Англии, а затем во Франции и Германии, внимательно изучила организацию "новых школ" и решила по образцу школы в Бидельсе основать такую же и в России. Остановимся на ее опыте.

Все, что возможно, начиная от распорядка дня и кончая школьной формой, было заимствовано из зарубежного опыта. Единственное от чего решительно отказалась Левицкая, это от телесных наказаний, применявшихся в прославленной английской школе вплоть до 20-х годов нашего столетия.

Как и другие учебные заведения, созданные силой частной и общественной инициативы и отступившими от казенного правительственного образца, школе Левицкой с трудом пришлось отстаивать свое существование, преодолевая различные препоны и запреты. Создать в тогдашних российских условиях среднюю школу с совместным обучением девочек и мальчиков не представлялось возможным, поэтому вначале была организована маленькая школа из младших классов, занятия в которой начали всего 6 учеников - 3 мальчика и 3 девочки.

Через полтора года, чтобы открыть третий класс с совместным обучением и иметь возможность принимать пансионерами не только мальчиков, как было разрешено вначале, но и девочек, пришлось добиваться особого разрешения министра народного просвещения Ванновского; ходатайство об открытии следующего класса необходимо было подавать каждый год. Министр, в свою очередь, обращался с особым докладом к царю и только благодаря "высочайшей милости", а вернее благодаря энергии и настойчивости Е.С. Левицкой, школа могла развиться в среднее учебное заведение. Решающую роль играло и то, что учреждение Левицкой было небольшой и очень дорогой школой для детей богатых и знатных родителей. Эти "ограничительные" условия школы подчеркивал и попечитель учебного округа, докладывавший, что совместное обучение здесь допущено для очень ограниченного числа учащихся из "хороших семей (так как плата взимается очень высокая)".

Укрепило репутации учебного заведения в глазах начальства и то, что в "неспокойные" 1905-1907гг. эту школу, единственную из царскосельских учебных заведений, не коснулись ученические "беспорядки". Занятия в школе не прерывались ни на один день, и в июне 1907 г. она получила права правительственных мужских гимназий. Первый выпуск в школе состоялся в декабре 1908 года. В VIII классе было всего 4 ученика, показавших на экзаменах блестящие познания по всему курсу.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Профессиональная подготовка в условиях учебно-практической деятельности
Изучая проблемы профессиональной подготовки будущих учителей в ВУЗе, исследователи обращают свое внимание на те формы знаний, которые способствуют формированию практических умений и навыков. В первую очередь это относится к учебной практике. Учебно-практическая деятельность (УПД) - это процесс реше ...

Определение и методическая структура ролевой игры
К ролевой игре методика преподавания идет уже давно. Упражнения типа «читайте по ролям», «инсценируйте диалог» занимают прочное место в арсенале методических приемов, так как в процессе драматизации происходит более полное осознание смысла текста и одновременно происходит более полное осознание смы ...

Химический эксперимент как средство формирования здорового образа жизни у школьников
Осознав резкое ухудшение медико-демографической ситуации в республике, общественность и государство обратились к разработке и реализации моделей формирования здорового образа жизни населения, в которых задействовано множество механизмов: правовой, экономический, медицинский, психологический. Своеоб ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru