Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Предъявление требования — это перевод активности детей в позитивное русло в соответствии с целью воспитания. Исходя из нее, педагог определяет, какую программу действий и заданий следует предложить ребенку, чтобы его развитие было максимальным. Требование как запрет оправдывает себя только в тех случаях, когда действия ученика грозят обернуться непоправимой бедой для него или для окружающих людей.
Идея позитивной направленности общения имеет давнюю историю. В качестве примера достаточно сослаться на учение агни-йоги, призывающее забыть частицу "не". Наша же школа переполнена запретами: "не опаздывай", "не отвлекайся", "не кричи", "не бегай" и т.д. Запреты подобного рода ставят ребенка в состояние постоянного нарушителя ("преступника"), с которым он свыкается и выставляет психологическую защиту всем учительским "не". Разумнее предлагать ему позитивную программу действий, способствующую индивидуальному развитию и сохраняющую психическое здоровье школьника.
В итоге воздействие педагога, транслирующего требование, основанное на перечисленных правилах, выстраивается как признание детства, забота о каждом ученике и его личностном развитии на основе учета индивидуальности и предоставлении свободы выбора ребенку в сложившейся ситуации.
Ориентация на нормы человеческой культуры в этом случае не подавляет волю ребенка, он остается субъектом своего выбора, так как педагог лишь предлагает иной, более культурный вариант отношения и поведения, а окончательное решение о том, как ему поступить, ребенок принимает сам.
Эффективность педагогического требования возрастает, если учитель постоянно подчеркивает свое уважение к детям, а для этого формы его обращения и поведения должны соответствовать этическим нормам, позволяющим педагогу в любой ситуации оставаться на достаточно высоком уровне культуры и поднимать на него своих учеников; поэтому не следует пренебрегать обращениями "Вы", "пожалуйста", "будь любезен" и т. д.
Соблюдение мажора (поддержание оптимистического рубежа) как форма уважения детства создает для ребенка благоприятный психологический климат, в котором только и может осуществляться его интенсивное развитие. Для усиления мажорности педагог апеллирует к достоинствам и оглашает положительные качества школьников, повышая их самооценку и создавая психологические условия, способствующие преодолению затруднений в деятельности, достижению успеха.
Важным моментом при этом выступает форма организуемой деятельности. Однотипная, монотонная форма снижает у детей интерес, ввергает их в состояние скуки, даже апатии. При этом внимание ребенка концентрируется на трудностях, с которыми он уже сталкивался при выполнении подобных заданий. Занимательная форма деятельности снимет напряжение, отвлечет от трудностей. Увлекаясь формой, ребенок, как бы играя, справляется с задачей, поставленной педагогом.
При предъявлении требования учитель должен соблюдать педагогический такт. Его реализация в практике воспитания многолика, но есть одно, что объединяет все эти разнообразные варианты, — развитие личности ученика. Проблема педагогического такта заключается не в том, каким голосом, какими словами обращаться к ребенку. Педагогический такт — это наиболее целесообразное поведение педагога с точки зрения развития личности ребенка, и поэтому способами проявления педагогического такта могут быть не только деликатность и мягкость, но и строгость, и даже непримиримость.
В итоге обозначенные условия уважительного отношения формируют у ребенка позитивное отношение: к требованию, которое всегда предъявляется этично; к школе, так как именно здесь поддерживается оптимизм его деятельности; к самому себе, как к личности, обладающей достоинствами; к деятельности, разнообразной и занимательной по форме; к учителю, тактичному в любых ситуациях.
Компьютерные программные средства, развивающие
алгоритмическое мышление
Существует много различных программ, способствующих развитию у детей алгоритмического мышления. При проведении регулярных развивающих занятий, систематически организованных занимательных заданий создаются благоприятные условия для формирования такого ценного качества как алгоритмическое мышление, к ...
Использование проблемных заданий, направленных на
формирование вычислительных навыков у младших школьников на уроках математики
Формирующий эксперимент проводился в течение 2008 - 2009 учебного года во 2 классе МОУ СОШ № 9 города Алексина. Целью формирующего этапа опытно-экспериментальной работы явилась разработка и использование на уроках математики проблемных заданий, направленных на формирование вычислительных навыков у ...
Болонский процесс. Основные цели
Болонский процесс - процесс создания единого европейского пространства высшего образования. Он является ярким проявлением интеграционных тенденций, которые интенсивно развиваются в этой части света в последние годы. Европа все более ощущает себя единым целым: создано общее экономическое пространств ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.