Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
В.П.Симонов (1995) рассматривает основные характеристики образовательного процесса на уроке как систему деятельности преподавателя и обучаемых. Деятельность преподавателя, по мнению автора, состоит из трех основных функций: планирование, организация, контроль.Выделяемые структурные компоненты педагогической деятельности на основе анализа ее этапов, у перечисленных выше авторов, можно обобщенно представить следующей структурой:
1) постановка целей и задач;
2) планирование;
3) организация и исполнение;
4) контроль.
На основе приведенного выше описания можно сделать вывод, что структура деятельности, созданная на основе анализа выполняемых ею функций в большей степени отражает принцип единства психики и деятельности, наиболее ярко показывает влияние личностных особенностей учителя на педагогическую деятельность и общение.
Независимо от вида деятельности учителя физической культуры ее компонентный состав, как правило, одинаков. Помимо мотивационного, выделяют перцептивный компонент, связанный с ощущениями и восприятиями (например, наблюдение за учениками); мнемический, связанный с запоминанием и воспроизведением информации; мыслительный, связанный с решением возникающих по ходу деятельности задач; имажинитивный, связанный с воображением, с придумыванием новых упражнений; двигательный, связанный, например, с показом физических упражнений (Станкин М.И.,1993, Кофман Л.Б., 1998).
Ильин Е.П. (2000) выделяет три этапа в деятельности учителя физической культуры.
1. Подготовительный этап заключается в выяснении условий, в которых будет осуществляться деятельность (ситуация, средства достижения цели), в разработке плана достижения цели и выборе способов ее достижения. Педагогическая ситуация включает в себя уровень подготовленности учащихся данного класса, их отношение к физической культуре вообще и к уроку физической культуры в частности, взаимоотношения между учителем и классом, взаимоотношения между учащимися, материальное обеспечение урока, погодные условия (при занятиях на воздухе) и другие моменты. Сюда же входят создание условий для успешного осуществления деятельности, психологическая настройка учителя физической культуры на урок. Большой объем работы, выполняемой на этом этапе, является одной из особенностей деятельности учителя физической культуры.
2. Исполнительный этап связан с практической реализацией намеченного, контролем за действиями учащихся, за своим поведением, с преодолением трудностей, возникающих по ходу урока, с корректировкой плана урока в связи с изменениями ситуации. Этот этап характеризуется психической напряженностью учителя, обусловливаемой постоянным распределением и переключением внимания.
3. Оценочно-корректировочный этап связан с оценкой достигнутого, с выявлением причин неудач на уроке и с внесением коррекции в план деятельности при ее повторном исполнении.
Решение стоящих перед учителем физической культуры задач обусловливает многообразие выполняемых им функций: проектировочных, управленческо-организаторских, прогностически-ориентирующих, образовательно-просветительных, воспитательных, административно-хозяйственных, определяющих различные стороны его педагогической деятельности.
Проектировочные функции сводятся к перспективному и текущему планированию мероприятий по физическому воспитанию учащихся, учебных нагрузок, достижений школьниками определенных результатов. При этом учитель должен контролировать темпы развития школьников и с учетом получаемых результатов вносить поправки в свои планы.
Понятие математической модели и моделирования
Прикладная направленность обучения предусматривает овладение школьниками математическими методами познания действительности, одним из которых является метод математического моделирования. "Метод математического моделирования заключается в том, что для исследования какого-либо объекта выбирают ...
Проблемы развития одаренных детей в процессе обучения математике
В предыдущем параграфе рассмотрены различные условия и методы работы с одаренными детьми. Существует множество авторских программ по выявлению и развитию детей с высокими способностями, способов и подходов к данной задаче. Но, в настоящее время, невозможно рассматривать одно из направлений в работе ...
Химический эксперимент как средство формирования здорового образа жизни у
школьников
Осознав резкое ухудшение медико-демографической ситуации в республике, общественность и государство обратились к разработке и реализации моделей формирования здорового образа жизни населения, в которых задействовано множество механизмов: правовой, экономический, медицинский, психологический. Своеоб ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.