Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Специфика деятельности учителя физической культуры

Страница 3

Большое место в деятельности учителя физической культуры принадлежит проектировочно-конструктивной работе (подбору учебного материала в связи с задачами урока, возрастом учащихся, их половыми особенностями, спецификой класса).

Управленческо-организаторские функции учителя физической культуры состоят в практической организации урока и занятий спортивных секций, в организации школьных спортивных соревнований, в создании физкультурного актива школы и управлении им и т. д.

Прогностически-ориентирующая функция учителя физической культуры состоит в выявлении у учащихся способностей и склонностей и с учетом последних - в помощи учащимся с выбором профессии, определением жизненного пути.

Образовательно-просветительные функции заключаются в передаче учащимся знаний и умений, связанных с выполнением физических упражнений, с ролью развиваемых с их помощью физических и психических качеств в трудовой деятельности, службе в армии, а также в объяснении значения здорового образа жизни для хорошего самочувствия и высокой работоспособности.

Воспитательные функции учителя состоят в формировании нравственно воспитанной личности школьника, преданного своему коллективу, патриота.

Деятельность учителя физической культуры протекает в специфических по сравнению с деятельностью других учителей условиях. Можно выделить три группы этих условий: психическая напряженность, физическая нагрузка и внешнесредовые факторы, связанные с проведением занятий на воздухе.

По классификации, принятой в психологии труда, работу учителя физической культуры можно отнести к четвертой группе психической напряженности по основным характеристикам деятельности. К этому следует добавить наличие на уроках физкультуры шума от криков детей (во время эстафет, подвижных и спортивных игр), который значительно превышает допустимый уровень, отличается прерывистостью звуков и высокими тонами, вызывая у учителя физической культуры психическое утомление.

Дополнительными факторами психического напряжения учителя являются также необходимость переключения с одной возрастной группы на другую, большая нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки (Г.И.Погадаев, 1998).

Л.Н.Данилина выделяет специфические для учителя физической культуры трудности, способствующие возникновению у него психического напряжения: большая учебная площадь спортивного зала или пришкольной спортивной площадки; сложность городской обстановки при проведении занятий лыжным спортом и плаванием; наличие спортивного оборудования и инвентаря, неправильное использование которого связано с риском для здоровья учащихся; одновременность занятий с учащимися разного пола, имеющими разные физические возможности и интересы; требование высокой моторной плотности уроков при большой наполняемости класса; необходимость руководить одновременно работой нескольких групп на разных снарядах; отсутствие достаточного инвентаря, учебников и учебных пособий по предмету «физическая культура».

О.В.Петунии обращает внимание на ряд факторов, усугубляющих напряженность труда учителя физической культуры: плохая материально-спортивная база, слабая помощь со стороны администрации школы и педагогического коллектива, неорганизованность как черта характера и т. д.

Особенностью условий деятельности учителя физической культуры является необходимость показывать физические упражнения и страховать учащихся при выполнении ими физических упражнений, а также передвигаться вместе с учащимися при занятиях на воздухе, в походах и т. д. Это создает большую физическую нагрузку, так как учитель является для ребенка эталоном силы, ловкости, выносливости (Ильин Е.П., 2000). В отечественной психологической науке деятельность традиционно изучается в единстве и взаимосвязи с общением (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн). Рассмотрению педагогического труда как системы взаимодействия учителя и учащихся на основе общения посвящены работы А.А.Бодалева, 1982; В.А.Кан-Калика, 1987; Г.А.Ковалева, 1987; С.В.Кондратьева, 1984; А.А.Леонтьева, 1979; Л.А.Петровской, 1989 и др. Общение в педагогической деятельности выступает, во-первых, как средство решения учебных задач, во-вторых, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса, в-третьих, как способ организации взаимоотношений учителя и детей, обеспечивающих успешность обучения и воспитания. Таким образом, педагогическое общение выступает как одно из главных средств педагогического воздействия, как важная профессиональная категория педагогической деятельности.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Место игровой деятельности в педагогическом процессе
Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно, а порой и неожиданно с ...

Песня. Её роль в формировании иноязычных речевых навыков
Начнём с того, что комплексное развитие практических, образовательных, развивающих и воспитательных задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и на сферу их личных интересов, склонностей и мотивов. Музыка является одним из самых эффективных способов возд ...

Построение системы задач, направленных на развитие способностей учащихся в процессе обучения математике
В таблице 2 систематизированы основные типы математических и учебных задач, направленных на развитие определенных компонентов способностей и образующих систему, адекватную системе развивающих целей обучения математике. В данном параграфе приведена иллюстрированная примерами методика построения сист ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru