Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Деятельность учителя, является составной частью педагогической системы и характеризуется целесообразным воздействием на учащихся при помощи педагогических средств, обоснованных психологической наукой. Функционирование педагогической системы отражается в психологической структуре педагогической деятельности, анализ которой представлен в работах Н.В.Кузьминой (1967), А.И.Шадрикова (1976), В.А.Сластенина (1976), Т.С.Поляковой (1983), Н.М.Таланчук (1991), Л.И.Захаровой (1993), Л.М.Митиной(1994).
Н.В.Кузьмина (1976) выделяет компоненты структуры деятельности на основе выполняемых ими функций. По мнению автора, состав и последовательность действий учителя, направленных на достижение педагогических целей через решение длинного ряда педагогических задач, и является психологической структурой деятельности. В последовательности действий учителя выделяются следующие функциональные компоненты: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный.
Гностический компонент включает действия, по изучению и накоплению знаний о целях системы и средствах их достижения, уровне развития субъектов педагогического процесса, их возрастных и индивидуально-психологических особенностях, содержании и способах воздействия на учащихся, особенностях процесса и результатах собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.
Проективный - включает действия, связанные с формулированием и перспективным планированием системы целей и задач, планированием деятельности учащихся на длительный срок, планированием собственной деятельности на длительный срок.
Конструктивный - включает действия, связанные с отбором и композиционным построением содержания учебной и воспитательной информации, выбором методов преподавания, моделированием деятельности учащегося при разных формах работы, моделированием собственной будущей деятельности и поведения.
Коммуникативный - включает действия по установлению педагогически целесообразных деловых взаимоотношений между участниками педагогического процесса, мотивированию их деятельности (суггестия), проникновению во внутренний мир участников педагогического процесса.
Организационный - включает действия по реализации педагогического замысла, организации взаимодействия учителя и учащихся, организации и внедрению созданных ранее моделей деятельности и поведения учителя и учащихся.
Психологическая структура педагогической деятельности Н.В.Кузьминой была дополнена и развита А.И.Щербаковым (1976), который, выделил информационную функцию (обмен информацией между учителем и учащимися путем прямой и обратной связи); воспитательно-развивающую функцию, являющуюся предпосылкой единства воспитания, обучения и развития (управление перцептивными, мыслительными, эмоционально-волевыми и другими процессами в учебной деятельности); ориентационную функцию (развитие ценностных ориентации); мобилизационную функцию (актуализация знаний и жизненного опыта учащихся); исследовательскую функцию (научный подход к изучению педагогических явлений). А.И.Крупнов (1990), описывая психологическую структуру действий выделил мотивационно-смысловой, эмоционально-аффективный, операционально-динамический, ориентировочно-познавательный, регуляторно-волевой и продуктивно- результативный компоненты.
Мотивационно-смысловой компонент включает в себя отношение субъекта к выполняемым действиям, внутренние побуждения, степень удовлетворенности своими действиями. Эмоционально-аффективный компонент характеризуется преимущественной выраженностью у индивидов модальностей эмоций: радостью, гнева, страха. Операционально-динамический компонент характеризует процесс реализации действий. Ориентировочно-познавательный компонент включает в себя рефлексию учащихся на уроке, накопление знаний не только о преподаваемой дисциплине, но и о психологии учащихся. Регуляторно-волевой компонент характеризует особенности саморегуляции. Продуктивно-результативный 0 компонент действий характеризует уровень успешности (эффективности) деятельности.
Варианты использования цифрового фотоаппарата во
внеклассной работе по предмету «Естествознание»
Дети значительно лучше усваивают содержание любого, даже самого сложного предметного материала, если получают информацию не только из учебника, но и из окружающей их жизни. Однако, прибегая к помощи простых экскурсий в лес, парк или на школьный двор сегодня уже нельзя рассчитывать на достаточно эфф ...
Уровневое обучение
Технология уровневого обучения представляет собой определенную модификацию технологии объяснительного иллюстративного обучения и в целом характеризуется существованием тех же методов и форм организации работы с историческими источниками. Необходимость введения в практику уровневого обучения была об ...
Понятие интеллектуальной готовности к школьному обучению
Готовность ребенка в конце дошкольного возраста вступить в новые отношения с обществом находит свое выражение в готовности к школьному обучению (Н.И. Гуткина, 2007). Существуют различные взгляды на определение готовности к обучению. Так Л.И. Божович еще в 1950 г. отмечала, что готовность к обучению ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.