Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Методы психолого-педагогической диагностики построения портрета

Страница 5

Реактивность. Это свойство определяется степенью непроизвольности реакции на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (неожиданный звук, яркая вспышка, критическое замечание, окрик и т.п.).

Активность. Об этом свойстве можно судить по степени активности человека, к которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении поставленных целей.

Соотношение реактивности и активности. При определении данного свойства необходимо выяснить, от чего в большей степени зависит деятельность конкретного человека - от случайных внешних или внутренних обстоятельств (от настроения, случайных событий) или от поставленных человеком целей, задач, стремлений, убеждений, мировоззрения человека.

Темп реакции. Данное свойство определяется скоростью протекания различных психических реакций и процессов - скоростью движения, находчивостью, быстротой реакции на внешние воздействия, быстротой ума, темпом речи.

Пластичность и ригидность. Это свойство определяется потому, насколько легко, быстро и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичности) или, наоборот, насколько не приспособлены, инертны его поведения, привычки, взгляды, суждения (ригидность).

Экстраверсия и интроверсия. Указанное свойство определяется тем, от чего главным образом зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстравертированность), или от образов, представлений, мыслей, направленных на прошлое и будущее (интровертированность).

Эмоциональная возбудимость. Об этом свойстве можно судить по тому, какое слабое воздействие требуется для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает. И как правильно отмечает B.C. Мерлин, перечисленные свойства можно легко проследить в психологической характеристике общепринятых в психологии типов темперамента.

В психологи выделяют четыре основных типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический.

Холерический темперамент отличается чрезмерной подвижностью, быстротой, неуравновешенностью, повышенной возбудимостью.

И.П. Павлов, определяя облик холерика, писал, что это «боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся» [5, т.З, кн.2 с.86]. Холерическому темпераменту свойственно преобладание возбуждения над торможением, что ярко проявляется в несдержанности, порывистости, раздражительности.

Сангвинический темперамент - это подвижный уравновешенный тип.

И.П. Павлов так характеризовал его: «Сангвиник - горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т.е. есть постоянное возбуждение. Когда же такого деля нет он становится скучливым, вялым .» [5, т.З, кн.2 с.86]. Значительная подвижность нервных процессов, характерная для сангвиников, обусловливает быстроту протекания, процесса возбуждения и быстроту смены процессов возбуждения и торможения. Это, в свою очередь, определяет яркое проявление эмоций, быстроту смены чувств.

Флегматический темперамент характеризуется медлительностью, неторопливостью, уравновешенностью реакций.

Флегматик всегда проявляет спокойствие, основательность, продуманность, настойчивость. Условные рефлексы у флегматика вырабатываются медленно, но отличаются особой стойкостью. И.П.Павлов отмечал: «Флегматик - спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни» [5, т.З, кн.2 с.86]. У флегматичных людей чувства внешне выражаются слабо, маловыразительно. В отношениях с другими людьми флегматики обычно спокойны, устойчивы в своих эмоциях. У них легко выработать выдержку, хладнокровие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Стартовые возможности школьников
Общеизвестно, что готовность ребенка к обучению в школе – важный показатель, который обязательно отслеживается психологом школы. В первый класс МОУ СОШ № 6 в 2005-2006 учебном году пришло 73 школьника, из них 14 % имеют высокий уровень развития, 58 %-средний уровень, а оставшиеся 28 % - низкий уров ...

Формирующий эксперимент
Формирующий эксперимент осуществлялся в течение месяца в виде проведения цикла из 10 коррекционно-развивающих занятий, целью которых было развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста с помощью игр. Занятия проводились со всей группой детей в форме дополнительной кружковой работ ...

Вопросы педагогического руководства сюжетными играми детей дошкольного возраста в педагогической литературе
В истории дошкольной педагогики сложилось несколько педагогических подходов к руководству сюжетными играми детей. Первый подход – так называемый традиционный подход к руководству сюжетно-ролевой игрой. Данный подход сложился в практике дошкольного воспитания по результатам исследований развития дет ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru