Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Особенности формирования самостоятельности у младших школьников в процессе трудового обучения

Материалы » Формирование самостоятельности у младших школьников на уроках технологии » Особенности формирования самостоятельности у младших школьников в процессе трудового обучения

Страница 3

В этой связи, без включения школьников с младшего возраста в педагогически оправданный физический труд, тесно связанный с задачами обучения и воспитания, невозможно обеспечить развитие организма и личности (сенсомоторика, координация движений, внимание, усидчивость, наблюдательность, трудолюбие и т.п.). Постепенно усложняясь, учебный и общественно полезный труд школьников должен выйти на современную производственную основу, как по содержанию, так и по формам его организации. Главное в трудовой подготовке - её политехнический характер - связь с основами наук, формирование широкого политехнического кругозора и общетрудовых умений, введение учащихся в окружающий нас мир техники, развитие интеллектуальных потенций каждого школьника, деловитости, бережливости, самостоятельности, трудовой активности. В данном случае политехнический принцип обучения выступает в качестве методологического по отношению к дидактическим принципам. Его реализация в системе политехнического образования (основы наук, трудовое обучение, общественно полезный труд) позволяет учащимся овладеть научными основами производства и труда (естественно-научными, технико-технологическими, экономико-организационными и др.).

В условиях рыночной экономики, исключительное значение приобретает преимущество политехнически подготовленного будущего труженика, потому, что он имеет возможность переносить усвоенные политехнические знания и умения в разнообразные трудовые ситуации, быстрее осваивать новую технику и технологию (всесторонняя подвижность работников в производственной сфере).

Политехническое образование учащихся начальных классов имеет прямое отношение к повышению их функциональной грамотности, обладающей свойством направленности на определенные объекты познания и деятельности. При политехническом образовании достигается производственная направленность, т.е. направленность на обобщенные характеристики современного производства, на типичные технические объекты, важнейшие технологические процессы, современные формы организации, производства, повышение его эффективности.

Процесс трудового политехнического обучения состоит в самодвижении усвоения содержания, способов деятельности в современном перестраивающемся производстве, цели этой деятельности включают не только изучение техники, технологии, организации и экономики производства, но и формирование профессиональных интересов в производственной сфере, развитие чувства самоутверждения, успешного самовыражения в труде, отношение к труду как к творчеству, формирование умений сотрудничать с людьми, находить в этом сотрудничестве удовлетворение, ощущение необходимости труда, социальной защищенности.

Осуществление трудового обучения в современных условиях требует специфической дидактической системы. Применявшиеся до сих пор системы, ограниченно пригодны для решения поставленных новых задач по формированию личности школьника, развития всех его потенциальных возможностей. Так, операционная система не дает возможности формировать целостные технико-технологические знания, умения и первоначальные навыки, обобщенные до уровня их применения в различных сферах производства. Предметная система не позволяет освоить всего богатства содержания труда. Операционно-комплексная система не позволяет раскрывать организационно-экономические основы производства. Проблемно-исследовательская система активно воздействует на развитие самостоятельности школьников, но не позволяет по временным причинам в системе рассмотреть все стороны производства.

Проведенный теоретический анализ проблемы, опытно - экспериментальная работа, проведенная в школе № 6 г. Соликамска, позволяют сделать вывод о том, что новая дидактическая система должна включать все выше приведенные системы и положения - изучение крупными блоками в теории и на практике содержательно обобщенных научных основ производства, интеграции научных и производственных элементов в этой деятельности, применение активных методов обучения, соединение обучения с трудом детей, целостное овладение содержанием, процессом, средствами, объектами труда.

Ведущее значение в трудовой подготовке должны занять активные методы обучения. С учетом специфики цели формирования всесторонней подвижности подрастающего поколения в производственной сфере, методы обучения обогащаются способами деятельности, обеспечивающими широкое целеполагание труда. В плане конкретизации следует отметить, что отход от узкотехнизированного отношения к труду состоит в том, что методы целеполагания труда учащихся состоят в планировании развивающего и воспитывающего влияния учебно-трудовой деятельности и общественного полезного труда. В методах трудового обучения целесообразно отразить также те способы познавательной деятельности, которые применяются в профессиональном производственном труде - решение ситуационных задач, конструкторских, технико-технологических, деловых игр, мозговой штурм при планировании технологических и организационно-производственных процессов, экономический анализ трудовой деятельности. Таким образом, должна действовать определенная система мер включения младших школьников в трудовую политехническую деятельность, с учетом принципов: непрерывности, последовательности, научности, доступности, а также развития детей, их индивидуальных склонностей и особенностей развития.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Изучение особенностей фонетической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста
произношение дошкольный фонетический речь Задачи и содержание обучения правильному произношению звуков различны на разных возрастных этапах и обусловлены особенностями фонетической стороны речи детей. К трем годам дети в основном овладевают звукопроизношением. Но речь их еще не совершенна в фонетич ...

Особенности работы социального педагога
Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую. Рассмотрим последовательно каждую из составляющих. Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального п ...

Управление педагогическими системами как разновидность социального управления
Основная задача любой науки — выявление закономерностей изучаемых явлений и процессов для более полного и глубокого понимания действительности. Наука управления педагогическими системами (в нашем случае — вузом) призвана изучать процессы постановки и решения управленческих задач и получать знания о ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru