Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Деятельность И.П. Волкова направлена на создание условий для раскрытия творческих способностей детей, формирование трудовых навыков и умений, воспитания любви и уважения к труду, позволяющих сделать первые шаги в творчестве.
Занятия, проводимые И.П. Волковым, были названы «уроками творчества». В названии «уроки творчества» отражена направленность, «сверхзадача», которую имеет в виду учитель, планируя и организуя уроки. Учить творчеству применительно к этим урокам – это, прежде всего, учить творческому отношению к труду. При этом труд рассматривается как источник формирования познавательной самостоятельности, черт характера, без которых не может быть творческой личности. Любовь к труду, творческое отношение к нему невозможны без привычки трудиться, без выработки мастерства, умелости, сноровки. Эти качества, в свою очередь, стимулируют стремление пробовать свои силы при выполнении задач различной степени сложности: от простых до творческих, искать дело по душе.
В процессе труда выполнении самых различных изделий у школьников вырабатываются такие ценностные личностные качества, как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбирать работу, определять, как лучше ее сделать, и способность доводить дело до конца – качества, без которых невозможно и творчество.
В своих трудах И.П. Волков говорит о том, что творчеству нужно учить и ставит вопрос-что значит «учить творчеству»? По его мнению, дать единое, точное, приемлемое для всех случаев определение творческой деятельности нельзя, «так как проявления человеческой деятельности настолько многообразны, что сколько-нибудь четкой границы между творческой деятельностью и высоким уровнем мастерства провести нельзя».
Также отмечается то, что токование термина «творческая деятельность» применительно к взрослому и младшему школьнику будет различным.
Согласно Б.М. Теплову «творческой деятельностью в собственном смысле слова называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности».
Школьники не могут создавать продукты, имеющие общественную новизну и значение, но это и не входит в задачи школы. Поэтому – отмечает И.П. Волков – такое определение творческой деятельности для общеобразовательной школы, тем более, для учащихся начальных классов, не может быть принято.
По мнению И.П. Волкова, творчество младшего школьника – это создание им оригинального продукта, изделия (а также решение задачи, написания сочинения и т.д.), в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению (выполнению) задачи.
Обучающая творческая деятельность рассматривается в первую очередь как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой деятельности: умственной активности, быстрой обучаемости, смекалки и изобретательности, стремление получать знания, добывать их, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельности в выборе и решении задачи, трудолюбия, способность видеть главное, общее в различных и различное в сходных состояниях и т.д. Результатом такого обширного и эффективного развития комплекса качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный (творческий) продукт: модель, макет, игрушка, стихотворение и т.д. Творчество, индивидуальность, художественно проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца.
В своих работах И.П. Волков подчеркивает необходимость индивидуального подхода, учитывая индивидуальные интересы, способности, склонности. Осуществление индивидуального подхода реализуется через включение в учебный процесс различных видов труда, поощряя творчество. Разнообразие работ, многостороннее опробование своих сил позволяет выявить индивидуальные способности каждого и обеспечить условия для развития, сделать процесс обучения интересным для детей.
Таким образом, анализируя все вышесказанное, делаем вывод о том, что именно, для реализации вышеперечисленных задач, направленных на развитие творческих способностей и были разработаны так называемые уроки творчества.
В своих работах, И.П. Волков дает представление не только о значении уроков творчества, но и описывает то, как создавались уроки, проектирование самого урока, исходные принципы, на которые необходимо опираться при построении уроков. И, первое, на что необходимо обратить внимание - постановка цели. Конечная цель была определена как: общее развитие и формирование качеств творческой личности младших школьников. Поставленная цель определила конкретные задачи:
Причины введения Единого государственного экзамена
Еди́ный госуда́рственный экза́мен (ЕГЭ) - централизованно проводимый в Российской Федерации экзамен в средних учебных заведениях — школах и лицеях. Служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы и ссузы. Введение ЕГЭ имеет сразу несколько причин и н ...
Особенности психического развития детей с ограниченными возможностями
здоровья
Для того чтобы определить направленность содержания работы воспитателя коррекционного учреждения в основной период, необходимо понять особенности психики детей с ограниченными возможностями развития. В ряде отечественных исследований (А. А. Катаева, В. И. Лу-бовский, Е. М. Мастюкова, Н. И. Морозова ...
Педагогические взгляды Квинтилиана
Марк Фабий Квинтилиан, наиболее известный римский оратор и педагог, был основателем одной из лучших школ риторов в Риме, которая вскоре приобрела широкую известность и стала государственной. На основе опыта своей школы и достижений педагогической мысли античного мира Квинтилиан создал первый специа ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.