Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Особенности формирования самостоятельности у младших школьников в процессе трудового обучения

Материалы » Формирование самостоятельности у младших школьников на уроках технологии » Особенности формирования самостоятельности у младших школьников в процессе трудового обучения

Страница 2

Делать анализ результатов разных направлений поиска в решении задачи и готовить обобщение всех выводов детей для убедительности и доказательности решаемой вместе с детьми поставленной проблемы;

Устанавливать внутреннюю связь новых знаний со знаниями, уже имеющимися у младших школьников, т.е. использовать знания и опыт применительно к новой ситуации.

В практике нередки случаи, когда постоянное обращение к усвоенному материалу сводится, как правило, только к повторению материала предыдущего урока, что мешает установлению внутренней связи новых знаний со знаниями, уже имеющимися, тем самым элементы новых знаний не могут постепенно наращиваться на приобретенные, сливаться с ними в единое целое.

В опытном обучении стремились к тому, чтобы не просто предлагать учащимся выполнять определенное трудовое задание, а чтобы вместе с тем вызвать у детей потребность овладеть новым правилом, законом, понятием, способами применения их на практике. Этого, достигали путем создания проблемной ситуации, где явно выступала познавательная задача, которая разрешалась самим учеником в результате наблюдений предметов и явлений, с помощью учителя, посредством анализа, имеющегося практического опыта, выполнением практических самостоятельных работ на этапе применения знаний. Все данные пути вели к новым обобщениям, понятиям, а затем к их конкретизации и к практическому использованию. Предлагались детям вопросы, направленные на развитие как репродуктивного (на первоначальном этапе), так и продуктивного мышления. Одной из форм включения учащихся в частичный поиск в опытном обучении явилась постановка логически связанных вопросов, разработанных на основе предложенных учащимся практических заданий, постоянно заботясь о развитии у детей творческой активности, самостоятельности в различных вопросах анализа предстоящей работы, ее планирования, организации и контроля.

Разработаны комплексные средства постановки практических работ младших школьников с учебно-познавательными задачами, сфокусированными на развитие у детей самостоятельности в процессе их трудовой подготовки.

В состав учебно-воспитательных заданий были включены вопросы, задачи и практические работы, при решении которых необходимо активно использовать интеллектуальные умения такие, как анализ, синтез, выделение главного, сравнение, обобщение.

В качестве дидактических основ при разработке системы учебно-трудовых, учебно-познавательных и воспитательных заданий были приняты три основных требования, выделенные Т.И. Шамовой, к содержательно-логической стороне при формировании самостоятельности: содержание заданий должно строго соответствовать конкретным дидактическим целям обучения и воспитания; содержание и методический аппарат заданий должен обеспечивать деятельность всех уровней познавательной самостоятельности; в работах должны использоваться все возможности для введения вариантных заданий, которые обеспечивают успешное протекание самостоятельной работы каждого ученика.

Использование системы заданий в процессе трудовой подготовки младших школьников предполагает такую организацию учебно-трудовой деятельности, при которой максимально обеспечивается соединение процессов воспитания, учения и труда.

В качестве учебно-воспитательных и практических заданий выступают ведущие знания, умения и первоначальные навыки:

- основы общетрудовой подготовки по вопросам планирования, организации и контроля, труда, элемента технологии по различным видам труда, которые предусмотрены в действующих программах по трудовому обучению учащихся;

- элементы политехнической подготовки детей, связанные с ознакомлением их с техникой, экономикой, экологией, а также знаниями, умениями и первоначальными навыками: расчетно-графические, измерительные, контрольно-поисковые, организационные и др;

- формирование у каждого школьника важнейших положительных качеств личности и свойств характера (уважение к труду и людям труда, всемерное развитие творческих способностей, самостоятельности, трудовой активности, культуры труда, коммуникативности, дисциплинированности, ответственности и др.

Таким образом, постановка перед школьниками вышеуказанных заданий, главная цель которых заключается в том, чтобы дети самостоятельно получали ответы на поставленные в задании вопросы, требует активизации мышления детей, побуждают их к анализу, сравнению, обобщению фактов, явлений, объектов, выделению главного.

Система предлагаемых учебно-воспитательных и заданий организуется так, чтобы в знании, которое осваивается в процессе выполнения различных практических работ, просматривалась живая человеческая деятельность, т.е. дети должны видеть в знании присутствие человека с его умом, нравственностью, эстетическим отношением, тревогой, радостью и т.д. Обучение, в данной системе, призвано не усваивать готовые решения, а передавать собственный профессионализм педагога, развивать мыслительную деятельность обучающегося не как его насыщенную информативность, но как способность творения. Освоение (не усвоение) знания как деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Основные принципы управления педагогическими системами
Управление педагогическими системами основывается на соблюдении ряда принципов. Принципы управления — это основополагающие идеи по осуществлению управленческих функций. Принципы отражают закономерности управления. К основным принципам управления относятся: демократизация и гуманизация управления; с ...

Развитие логического мышления на уроках математики
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учеников. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Нередко это приводит до того, что развитие логического мышлен ...

Методы этнопсихологии
Различия в предмете изучения делят все этнопсихологические исследования на две большие группы - межэтнические и внутриэтнические. При межэтнических исследованиях предметом обследования являются представители двух или более этнических групп, результаты, полученные в ходе психологического исследовани ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru