Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Рис. 2. − Выраженность уровней речевой памяти у дошкольников до эксперимента
Из рисунка видно, что у большинства дошкольников речевая память находится на среднем уровне развития, то есть из 10 слов дети смогли повторить не более пяти. Для успешного обучения в школе необходим более высокий уровень развития речевой памяти, так как на первых порах детям необходимо будет усваивать учебный материал, как говорится «на слух».
Изучение уровня развития зрительной памяти (Рис. 3) показало, что почти у всех детей контрольной группы средний уровень зрительной памяти (80%); другая картина в экспериментальной группе: у большей половины детей (60%) низкий уровень зрительной памяти, то есть эти дети из 16 предъявленных картинок смогли позже воспроизвести не более 4.
Рис. 3. − Выраженность развития зрительной памяти дошкольников до эксперимента
Для успешного овладения школьной программой дети должны не только обладать достаточным уровнем развития зрительной памяти, но и учиться целенаправленно запоминать, а данная операция невозможна без достаточного уровня зрительной памяти.
Методика «Графический узор» была проведена с целью изучения развития мелкой моторики руки. Результаты её проведения представлены на рисунке 4.
Из рисунка видно, что в контрольной группе нет детей, имеющих низкий уровень мелкой моторики: у 40% детей высокий уровень, у 60% – средний уровень; немногим картина отличается в экспериментальной группе, но 30% детей данной группы имеют низкий уровень мелкой моторики. Естественно, что при обучении письму такие дети столкнутся с большими трудностями, так как написание различных буквенных элементов требует от ребенка достаточно высокого уровня развития моторики руки.
Рис. 4. − Выраженность показателей развития моторики руки дошкольников до эксперимента
С помощью тестов определения уровня развития восприятия мы получили следующие данные (Рис. 5): ни в экспериментальной, ни в контрольной группе нет детей с низким уровнем развития восприятия. 60% детей контрольной группы имеют высокий уровень восприятия, 40% – средний; у 20% детей экспериментальной группы высокий уровень восприятии, у 80% – средний уровень.
Рис. 5. − Выраженность показателей уровня развития восприятия дошкольников до эксперимента
При поступлении в школу ребенок должен уметь устанавливать идентичность предметов и их свойств тому или иному эталону. Полученные данные показали, что у большинства детей сформировано умение анализировать воспринимаемые свойства предметов.
С помощью методики «Мозаика» нами был определен уровень развития наглядно-действенного мышления. Мы видим (рис. 6), что половина детей контрольной группы (50%) имеет высокий уровень наглядно-действенного мышления, 40% – средний уровень и только 10% низкий уровень; другие показатели в экспериментальной группе: только у 10% детей высокий уровень наглядно-действенного мышления, у 50% – средний уровень и у 40% – низкий уровень наглядно-образного мышления. Это означает, что дети с низким уровнем наглядно-действенного мышления не в состоянии решать практические задачи из-за недостаточности развитости двигательных умений и навыков.
Воспитание детей в семье
А. С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания. Он был одним из первых советских педагогов, занявшихся разработкой этой важной проблемы. Главнейшим условием семейного воспитания Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать ...
Гуманизация воспитания
К принципу опоры на положительное тесно примыкает, почти сливаясь с ним, еще один важный принцип — гуманизации. Он требует: 1) гуманного отношения к личности воспитанника; 2) уважения его прав и свобод; 3) предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; 4) уважения к п ...
Диагностика интеллектуальной готовности к обучению в школе
Анализ литературы показал, что основными компонентами интеллектуальной готовности к обучению в школе является достаточный уровень сформированности таких познавательных процессов как внимание, восприятие, память, мышление, речь и развитие мелкой моторики Для изучения данных компонентов были подобран ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.