Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
К сожалению, влияние макросоциума на общее развитие ребенка, особенно пока он мал, обычно не дооценивается. Однако через настроение родителей и близких родственников, их отношения к другим людям и событиям ребенок четко улавливает два основных параметра функционирования общества в целом: благополучие и неблагополучие. Переходной этап развития нашего общества (последние 15—20 лет) вряд ли можно назвать благополучным и лишенным стрессогенных факторов. Неуверенность в завтрашнем дне, острые социальные конфликты, необходимость вынужденно менять образ жизни или место жительства безусловно влияют на повышение уровня напряженности в обществе и сопровождаются ростом потребления психоактивных веществ. Еще более негативным фактором является «хроническое» стрессовое состояние, когда люди понимают, что жить так дальше невозможно, но изменить что-либо они бессильны, так как их действия достаточно жестко регламентированы обществом.
Среди основных причин, порождающих социальное напряжение и являющихся косвенными стимулами употребления психоактивных веществ, можно выделить:
• Неравенство людей в обществе — материальное, социальное, Политическое.
• Противоположность провозглашаемых и утрата реальных ценностей идеалов общества, формирование «двойной морали».
• Массовая урбанизация населения, потеря социального контроля, определенное отчуждение сельских жителей в условиях крупных городских центров.
• Миграция населения в результате природных катастроф и локальных военных конфликтов.
• Невозможность удовлетворения потребности в персонализации. Административно-командная система, насаждавшаяся в нашем обществе десятилетиями, являясь разновидностью тоталитарного управления, исключила возможность у подавляющего числа людей свободу развития личности, творческой и предпринимательской инициативы, многообразия путей самореализации. В этих условиях личность либо угасала, уступая место гипертрофированным низшим потребностям, либо извращалась в псевдопотребностях.
• Утрата нравственных национальных традиций и появление новых извращенных идеалов и ценностей в обществе, влияющих на распространение пьянства и алкоголизма в трудовых коллективах.
• Снисходительное и благосклонное отношение общества к пьян-' ству, массовая анозогнозия (отказ человека признавать себя больным) как среди руководящего аппарата, так и среди рабочих.
• Снижение ценности семьи, девальвация значимости родственных отношений, обесценивание роли родителей как общественно значимой и государственно важной функции.
• Снижение культурного уровня людей и престижа образования в нашей стране, социальная незащищенность молодых специалистов.
• Социальное безразличие к институту брака и семьи, формирование дисгармоничных отношений в молодой семье из-за нерешенности материально-бытовых условий жизни и т. п.
• Химическое и радиационное загрязнение экологической среды обитания человека и особенности его питания.
• Биологическая предрасположенность.
Поведенческие реакции подросткового возраста
Отечественные и зарубежные исследователи единодушно определяют конфликтность — как специфику подросткового возраста. В. С. Битенский и соавт. (1989), ссылаясь на Гэвигарста и Коле, приводят детализированную схему характера развития в этот период:
1. Общее эмоциональное созревание — от деструктивных чувств и недостатка уравновешенности к конструктивным чувствам и уравновешенности, от субъективной к объективной интерпретации ситуации; от избегания конфликтов к их решению.
2. Кристаллизация интересов к другому полу — от интереса к одинаковому полу к интересу к противоположному полу; от мучительного ощущения сексуальности к признанию факта половой зрелости.
3. Социальное созревание — от чувства неуверенности в группе сверстников к достижению уверенности; от неловкости в обществе к находчивости; от подражания к эмансипации; от неуживчивости в обществе к толерантности.
4. Освобождение от опеки родителей — от поиска поддержки у родителей к опоре на собственные силы.
5. Интеллектуальное созревание — от веры в авторитеты к требованию доводов; от фактов к объяснениям; от многочисленных поверхностных интересов к нескольким постоянным.
6. Выбор профессии — от интересов к престижным и модным профессиям к адекватной оценке своих возможностей и выбору соответствующей профессии.
Особенности логического мышления младших школьников
Педагогический аспект изучения логического мышления, как правило, состоит в разработке и экспериментальной проверке необходимых методов, средств, условий, факторов организации процесса обучения, развивающих и формирующих логическое мышление у учащихся. Многими исследователями отмечается, что одной ...
Содержание процесса изучения глагола в 3 классе с использованием словаря
В начальной школе учащиеся знакомятся с темой «Глагол». Обучение начинается в 1 классе, углубляется и расширяется в следующих классах. В 1 классе точное определение глагола не дается. Задача учителя в том, чтобы научить детей ставить вопросы: что делает? что делают? что делал?; т.е. находить эту ча ...
Условия развития сюжетных игр детей среднего дошкольного возраста в
дошкольном учреждении
Задачи: - Выявить уровень развития сюжетной игры у детей средней группы. - Проанализировать состояние предметно-игровой среды в средней группе детского сада. - Выявить особенности руководства воспитателями сюжетными играми детей. - Выявить особенности методической работы по организации руководства ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.