Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Влияние раннего развития на речевую деятельность детей

Материалы » Предметная деятельность и ее влияние на речевое развитие детей раннего возраста » Влияние раннего развития на речевую деятельность детей

Страница 3

Благодаря речи ребенок приобретает относительную свободу от непосредственной ситуации, а импульсивные движения превращаются в планируемое, осознанное поведение. Между объектом, привлекающим ребенка, и его поведением возникает новое средство, которое направлено уже не непосредственно на объект, а на организацию собственного поведения ребенка. По-новому начинает работать внимание ребенка - оно не только подчиняется теперь наглядному восприятию, но идет за мыслью, за решением ребенка. Память преобразуется из пассивного регистратора в функцию активного выбора и интеллектуального припоминания.

Конечно, эти существенные изменения в психической жизни ребенка не все происходят в раннем возрасте: большинство из них осуществляются лишь в более поздние периоды. Но все они становятся возможными лишь благодаря речи, активное освоение которой происходит именно в этом возрасте - от года до трех.

На стадии детской речи не существует еще возможности словесного мышления, оторванного от наглядной ситуации. Мыслить с помощью слов вне наглядной ситуации ребенок еще не может. Хотя мышление ребенка приобретает какие-то начальные черты речевого мышления, оно еще не может быть оторвано от наглядного. В словах ребенка возможны лишь такие отношения, которые отражают непосредственное отношение вещей.

Педагоги заметили, что маленькие дети любят произносить какое-либо слово, часто искаженное и ничего не значащее, только потому, что им нравится его звучание. По-видимому, именно звуковая сторона языка в 1,5-2 года становится предметом деятельности ребенка. В работе Е.О.Смирновой было обнаружено, что в 1,5-2 года центр внимания ребенка смещается с предмета на его название: вместо того чтобы тянуться к игрушке, малыш с удовольствием повторяет знакомое слова, как бы играя речевыми звуками. Эти и многие другие наблюдения свидетельствуют о том, что открытая ребенком звуковая форма слова на какое-то время становится целью (а не средством) деятельности ребенка. [44]

Процесс формирования использования активной речи, прослеженный в этом эксперименте, показывает, что ребенок сначала ориентируется в общем смысле ситуации. Сначала эта ситуация выступает для него как коммуникативная (надо обратиться ко взрослому); затем ситуация побуждает его употребить слово для вовлечения взрослого (надо обратиться о взрослому со словом); на третьем этапе в центре ситуации оказывается конкретное слово, которое и становится средством обращения. [15]

Дети начинают активно произносить слова только под влиянием настойчивых воздействий взрослого, когда он ставит слово в центр внимания ребенка.

Ранний возраст - это период с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей - формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими. Предметная деятельность имеет исключительно важное значение для умственного развития ребенка, так же оказывает решающее влияние на формирование обобщений. Она возникает постепенно из манипулятивной и орудийной деятельности младенцев.

Раннее детство сензитивно к усвоению речи.

Речь является средством регуляции психической деятельности и поведения ребенка, она организует эмоциональные переживания (Л.И. Божович).

Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности ребенка, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.

B раннем детстве усложняется деятельность ребенка, расширяется доступная ему сфера действительности, усложняется общение со взрослыми. Стремление к содержательному общению по поводу предмета побуждает ребенка «искать» новое средство для общения, которым становится речь. Так, новая потребность, вырастающая на основе предметной деятельности, стимулирует развитие активной речи, которая превращается в средство общения.

К активному употреблению речи ребенка побуждает потребность в совместной со взрослым деятельности.

В совместной деятельности с ребенком взрослый выполняет сразу несколько функций:

- во-первых, взрослый дает ребенку смысл действий с предметом, его общественную функцию;

- во-вторых, он организует действия и движения ребенка, передает ему технические приемы осуществления действия;

- в-третьих, он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребенка.

Страницы: 1 2 3 

Новые статьи:

Методы межэтнических исследований
Межэтнические (или кросскультурные) исследования направлены на сравнительное изучение психологического своеобразия национальных общностей. Цели таких исследований могут быть различными изучение познавательных процессов, личностных характеристик, социально - психологических особенностей и т.д. предс ...

Особенности формирования самостоятельности у младших школьников в процессе трудового обучения
Способы решений различных практических задач и заданий - сложный аналитико-синтетический процесс мышления. В этой связи, каждая практическая работа или задание должны способствовать не только закреплению знаний, но и способствовать определенному стилю мышления. Например, поспешное, неполное обобщен ...

Психолого-педагогические проблемы развития мышления и личности учащихся в условиях информатизации образования
Необходимость широкого внедрения средств информатизации в общественную практику ставит ряд проблем, связанных, в частности, с оптимизацией систем "человек - компьютер". В этом случае требуется учет компонентов человеческого фактора, таких, как личностные особенности и характеристики мышле ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru