Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
гуманизация обучение педагог психолог
Педагог и психолог, специалист в области гуманно-личностной психологии и педагогики в начальной школе Шалва Александрович Амонашвили начал свой педагогический эксперимент по исследованию развивающего обучения ещё в 60-е годы прошлого века в Грузии - в Тбилиси, в лаборатории экспериментальной дидактики. Были поставлены задачи – изгнать авторитаризм, крик, наказания, взгляд на детей сверху вниз, ущемление их чувства собственного достоинства. Школьники откликнулись большим доверием, спешили поспорить и поговорить. Далее в 60 – 70-х годах педагог возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, который обрел известность по всему миру под названием ««Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Первым проектом Амонашвили была «Школа радости» в Тбилиси. В ней в 1961 году он первым в СССР начал эксперимент по работе с детьми-шестилетками.
Этот опыт был рожден в обычных условиях школы №1 г.Тбилиси, без специального подбора детей. Более чем 100 учителей экспериментальных классов, осуществляли методические установки, принципы организации жизни детей в школе, предложенные им лабораторией экспериментальной дидактики НИИ педагогики им. Я. С. Гогебашвили МП Грузинской ССР, под руководством Ш.А. Амонашвили.
Цель эксперимента была одна — вырастить просто хороших людей, достойных граждан страны, прежде всего, как творческих личностей, гуманистов и патриотов, и Ш.А. Амонашвили считает, что она была достигнута.
Задачи же отличались от традиционных взглядов в системе образования:
ü взраститьвысшие качества человека, главные из которыхБлагородство и Великодушие;
ü воспитать в личности духовность и нравственность;
ü помочь ученику освоению знаний, расширяющих его сознание и влекущих к творчеству и созиданию блага;
ü научить выражать, беречь и утверждать в жизни свою свободную волю;
ü раскрыть индивидуальность ученика и, одновременно, обеспечить самореализацию учителя;
ü взрастить ответственность за свои мысли и слова;
ü привить любовь к Родине, почитанию и бережному отношению к многовековой культуре своего народа и человечества.
Педагоги смогли доказать жизнеспособность рекомендуемой системы работы с младшими школьниками. Годы совместной работы обогатили ее ценными методическими приемами, формами, предложениями.
В качестве эксперимента к стандартной системе обучения был добавлен подготовительный класс, введена пятидневка и уроки по 35 минут. В выходные дни: игры, походы на природу, в музеи, театры, зоопарк, цирк или кино. При изучении родной речи, чтении, письме, при каждом любом случае учитель применял для примеров слова: доброта, человек, честь, совесть, сострадание, родина, мама, папа, герой и пр. - являющиеся фундаментом для развития гуманной личности.Отмена отметок, полагая что дети в них не нуждаются, потому что оценка мешает им пристраститься к знаниям, жить в школе радостно и весело.Так же при без отметочном обучении у детей формируютсяспособности к оценке и самооценке.
Ш.А. Амонашвили[2]видит смысл гуманистического воспитания в том, чтобы добровольно расположить ребенка к нашим воспитательным намерениям в связи с его же преобразованием, сделать его нашим союзником и соратником в своем же воспитании; помочь ему полюбить знания, пристраститься к самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Для достижения этой цели он стремился, чтобы дети воспринимали обучение как игру. Игра – источник жизни.
Рисование с натуры как один из видов занятий по
изобразительному искусству и средство эстетического воспитания старшеклассников
портрет изобразительный эстетический воспитание Важнейшей задачей преподавания изобразительного искусства в современной школе является развитие личности учащегося путем формирования его сложного внутреннего мира. Происходит получение научных знаний об объективном мире вокруг (цель абсолютного больш ...
Творческое развитие как психологическая предпосылка успешного обучения
младших школьников
Еще 20 лет назад В.В.Давыдов (1986) отмечал, что важнейшей задачей современной начальной школы выступает формирование у младших школьников творческого отношения к учебной деятельности. Предпосылки к успешному обучению младших школьников, как известно, складываются задолго до поступления ребенка в ш ...
Особенности зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
Зрительное восприятие - психический процесс отражения в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при непосредственном их воздействии на орган зрения. При воздействии предмета на глаз возникает сложнейшее превращение «энергии внешнего раздражения в факт сознания», т.е. в образ предмета ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.