Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Сказка как предмет научного анализа в течение последних ста лет привлекает к себе внимание лингвистов, психологов, философов, антропологов. Высокий интерес к сказке исследователей объясняется ее общечеловеческой универсальностью: сюжеты, композиция, герои сказки узнаваемы во все времена и активно используются в народном педагогическом опыте всех культур и народов.
Существуют методические, практикоориетированные разработки по использованию сказкотерапии в работе психолога и педагога. Сказка используется родителями, учителями, психологами при подготовке ребенка к школе, организации его вхождении в пространство школьной жизни. Сказкотерапия позволяет овладеть позитивными моделями поведения, снизить отрицательные эмоции, уровень тревожности. Общение детей со сказкой помогает им справиться со своими негативными состояниями, неуверенностью в своих силах, ленью, нежеланием познавать новое.
Педагоги начальной школы нуждаются в средствах, которые позволяли бы повышать учебную мотивацию учеников.
С целью изучения эффективности сказкотерапии как средства повышения учебной мотивации младших школьников нами было проведено исследование. На первом этапе с помощью анкеты и проективной методики (автор Н.Г. Лусканова) изучался уровень учебной мотивации младших школьников. Выборка составляля 39 человек. Выявлено, что у 43% испытуемых низкий уровень учебной мотивации. Было сформировано две группы испытуемых: экспериментальная и контрольная, в которые вошли дети с низким уровнем учебной мотивации.
С учащимися экспериментальной группы было проведено 10 занятий по разработанной нами программе. Занятия включали не просто слушание сказок, но их инсценирование с беседой, обсуждением отношений персонажей сказки в тех или иных ситуациях учения в школе. Детям предлагалось рисовать по мотивам сказок. На занятиях создавалась атмосфера психологического комфорта, доброжелательности. Каждое занятие представляло собой ряд последовательных этапов: ритуал "входа" в сказку – коллективное упражнение, создающее настрой на совместную работу; повторение – дети вспоминали то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали; сказка – ведущий рассказывал сказку; закрепление – с помощью игр, символических путешествий учащиеся приобретали новый опыт; интеграция – связывали новый опыт с реальной жизнью; резюмирование – обобщали приобретенный опыт, подводили итоги занятия, подчеркивали значимость приобретенного опыта. Все сказки были построены нами по определенному алгоритму. В первую очередь, подбирался герой, близкий детям по полу, возрасту, характеру. Потом описывалась жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью. Далее, героя помещали в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, описывали его переживания. Герой начинал искать выход из создавшегося положения, он мог встречать существ, оказавшихся в такой же ситуации, смотреть, как они поступают, или фигуру мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего. Главная задача сказок: через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения. Наконец, герой понимал свою неправоту и становится на путь изменений.
Анализ результатов, полученных при повторном исследовании, показал, что у младших школьников из экспериментальной группы уровень учебной мотивации повысился по сравнению с уровнем учебной мотивации учащихся из контрольной группы (t=-2,60, η=21, ρ<0,05). Важно отметить, что об этом свидетельствовали не только данные методик, но и положительные отзывы учителя и школьного психолога о результатах работы. Полученные результаты позволяют считать сказкотерапию эффективным средством повышения учебной мотивации младших школьников.
Школьные перегрузки
Школьные перегрузки – проблема, способная сломать не только ребенка, но и его родителей. Детям трудно. Многие ощущают себя загнанными лошадьми, и пословица «ученье и труд все перетрут» приобретает зловещий смысл. Российская школа становится в буквальном смысле опасна для жизни. Те, у кого дети еще ...
Содержание музыкального образования
Перед современным художественным образованием стоят следующие задачи: художественно-образное познание мира и воспитание чувства единства с ним (целостное миропонимание), воспитание бескорыстного отношения к миру, формирование культуры чувств, эмоциональной сферы человека, его ассоциативного мышлени ...
Основные дидактические принципы в обучении математике
Дидактика (греч. слово, означающее - поучающий) - отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. Предметом дидактики являются закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы и средства обучения. Задачи дидактики состоят в том, ч ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.