Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Условия эффективности педагогического внушения

Материалы » Педагогическое мастерство » Условия эффективности педагогического внушения

Страница 2

Эффективность внушения зависит не только от особен­ностей личности, на которую воздействуют, но и от осо­бенностей самого человека. Главным условием, обеспечи­вающим успех внушения, является уверенность внушающе­го в безусловной истинности того, что он говорит. Сказан­ное твердо и уверенно воспринимается с большим довери­ем, нежели произнесенное скороговоркой, сбивчиво. Эф­фективность внушения также зависит от авторитета воздей­ствующего. Авторитетному больше доверяют, ссылка на авторитет располагает к доверию. На эффективность вну­шения влияет и обстановка воздействия. Апартаменты ди­ректорского кабинета, например, больше располагают к внушению, нежели те же слова, но сказанные в коридоре. В то же время никакая атрибутика не поможет, если содержа­ние внушения расходится с действительностью.

Существуют некоторые приемы внушения, позволяю­щие добиться большей его эффективности:

- если вы хотите внушить что-нибудь другому человеку, смотрите ему в глаза, держитесь спокойно;

- говорите властно, и ни в коем случае не проявляйте нервозность;

- ваши высказывания должны быть предельно понятны­ми и желательно краткими;

- главный элемент, определяющий внушающую силу ре­чи – интонация. Располагая к себе человека, используют доверительную интонацию, а чтобы вызвать недоверие к кому-либо, прибегают к пренебрежительному тону;

- ключевые слова или фразы, выражающие основную мысль, произносятся акцентировано;

- для создания требуемого настроения бывают важны не только слова, но и умело выдержанные паузы;

- к важным элементам внушения относятся также мими­ка и жесты.

Однако нужно помнить, что злоупотреблять внушени­ем нельзя. Если человек принимает не опирающуюся на факты информацию как достоверную, то отказаться по­том от сложившейся точки зрения чрезвычайно трудно. Внушенная информация прочно входит в сознание чело­века. Переубедить человека можно тогда, когда в его соз­нании происходит процесс замещения одних аргументов другими. А когда этих аргументов вовсе не было, процесс замещения становится большой проблемой.

В педагогической деятельности внушение играет свою роль. Правильно организованное внушение опосредованно стимулирует сознательную активность школьников. Различные виды внушения обогащают арсенал средств педагогического воздействия, дают учителю возможность наиболее тонко и тактично осуществлять индивидуальный подход к учащимся.

Общими условиями эффективности педагогического внушения являются:

- содержание учебного материала;

- обстановка;

- отношение самого педагога к тому, что он внушает уверенность в успехе;

- отношение учеников к учителю (его авторитет);

- учет возрастных особенностей;

- учет индивидуальных качеств и состояний детей на момент внушения;

- владение учителем техникой внушения;

- создание условий для реализации обусловленных внушением качеств.

Виды внушения.

1. В зависимости от источника внушающего воздействия различают:

- внушение – действие, производимое другим человеком,

- самовнушение – объект внушения совпадает с его субъектом.

2. В зависимости от состояния субъекта внушения различают:

- внушение в состоянии бодрствования,

- внушение в состоянии естественного сна,

- внушение в гипнотическом состоянии.

3. В зависимости от наличия или отсутствия у внушающего цели воздействия и осознанного применения усилий для ее достижения различают:

- преднамеренное,

- непреднамеренное.

4. По результатам внушающее воздействие может быть:

- положительным,

- отрицательным.

5. В зависимости от содержания различают:

- открытое внушение,

- закрытое (косвенное или опосредованное).

В педагогической практике используют достаточно часто преднамеренное открытое внушение, которое может реализоваться через команды, внушающие наставления, приказы

Кроме прямого педагогического внушения, большое значение в практике школы имеет и косвенное внушение, которое подается в виде раскрытия какого-то внешне нейтрального по отношению к происходящим событиям факта или описания какого – либо случая. Косвенное внушение рассчитано на безоговорочное, некритическое принятие информации, но в этом случае позиция учителя не навязывается ученику, она не затрагивает его самолюбия, а потому сообщаемая информация не отвергается до того, как она понята и принята учеником.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Система образования в РФ
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правов ...

Личностный подход
Во всех педагогических руководствах подчеркивается зна­чение двух принципов: учета возрастных особенностей воспи­танников и осуществления воспитания на основе индивиду­ального подхода. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько ...

Основные цели обучения математике
Овладение всеми учащимися элементами мышления и деятельности, которые наиболее ярко проявляются в математической ветви человеческой культуры и которые необходимы каждому для полноценного развития в современном обществе. Создание условий для зарождения интереса к математике и развития математических ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru