Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Условия эффективности педагогического внушения

Материалы » Педагогическое мастерство » Условия эффективности педагогического внушения

Страница 1

Известный историк и психолог Б.Ф. Поршнев, изучая истоки человеческого общения и взаимодействия, пришел к выводу, что в своей исходной сути речь является спосо­бом внушения, самым мощным и могуще­ственным из средств воздействия, имеющихся в арсенале человека, «всякий говорящий внушает». В основе внуше­ния лежит доверие. Поэтому, защищаясь от внушения, че­ловек очень осторожно, постепенно проявляет доверие к незнакомому, новому человеку, а уже со знакомыми людьми строит свои доверительные отношения в зависи­мости от опыта совместной с ними деятельности.

Главное, что отличает внушение от других видов влия­ния (убеждение, заражение, подражание), - это существен­ное снижение критичного отношения человека к посту­пающей информации. Конечно, жизнь учит каждого под­вергать информацию анализу на достоверность, но все и всегда проверять невозможно. И все же, пытаясь избежать ошибок при выборе «либо верить, либо нет», мы требуем аргументации, но если мы к ней прибегаем, то налицо процесс убеждения. Однако нередко человек и не стремит­ся проверить достоверность информации, проявляя изна­чальную доверчивость к источнику информации. Именно подобное доверительное расположение и служит основой, на которой строится внушение.

В своей педагогической деятельности учитель часто прибегает к внушению как воздействию на сознание. Б.Ф. Поршнев определяет вну­шение как полное, безоговорочное доверие, при котором слова говорящего с абсолютной необходимостью вызы­вают у слушающего те самые представления, образы, ощущения, которые изначально имелись в виду.

Внушение, как правило, представляет собой речевое воздействие. Следует заметить, что при весьма настойчи­вом воздействии может последовать совсем обратная ре­акция, не просто отказ, а противоположное решение. Есть менее, есть более внушаемые люди, но распространяется действие внушения практически на каждого.

Важно учитывать ряд факторов, которые оказывают влияние на эффективность воздействия внушением. Это, прежде, всего возраст. Каждое слово взрослого маленький ребенок воспринимает как абсолютную истину, усваивая необыкновенно прочно правила и нормы, первичные сведе­ния о мире и людях. Внушаемость ребенка обратно про­порциональна его возрасту. «Доверие ребенка к хорошему педагогу поистине безгранично. Перешагнув порог школы, став вашим воспитанником, он безгранично верит вам, ка­ждое ваше слово для него - святая истина» (Сухомлинский В. А.). С возрастом критичность повышается, но не в связи с биологическим ростом, а в связи с ростом объема знаний. Чем он больше, тем более широкий спектр информации подвергается со­мнению. Старшеклассники гораздо чаще, чем младшие школьники, отвергают бездоказательную информацию. Пренебрежение аргументами в работе с ними может суще­ственно подорвать авторитет педагога.

Внушаемость повышается или снижается в зависимо­сти от функционального состояния организма. Больные или уставшие люди легче поддаются внушению, чем здо­ровые и бодрые. Бодрый человек собран, уставший рас­слаблен и рассеян. Состояние рассеянности способствует повышению внушаемости. Причина повышения внушае­мости в состоянии утомления заключается в том, что нервное или физическое истощение снижает общий тонус коры головного мозга. К такому же результату приводит и переживание (даже недолгое) астенических чувств, та­ких, например, как страх или растерянность. Следует от­метить, что внушаемость повышается не только при снижении тонуса, но и в состоянии чрезмерного возбуж­дения. У людей, находящихся во власти эмоций, блоки­руется не только критичность мышления, но и контроль за своим поведением. Бурным эмоциональным состояни­ем можно «заразиться».

Однако состояние здоровья и эмоциональный настрой - величины переменные. Существуют и более стабильные характеристики, определяющие склонность человека к внушению, - это его уровень критичности. Люди с низкой критичностью мышления как бы изначально предраспо­ложены к внушению. Конечно, нельзя не признать, что многое будет определять ситуация, в которой осуществля­ется внушающее воздействие.

Личностные характеристики также обусловливают внушаемость человека. К этим личностным характеристи­кам относятся консерватизм и доверчивость. Люди кон­сервативные, не гибкие дольше держатся за идеи, взгляды, которые приняли раньше, и в этой связи старые авторите­ты имеют на них внушающее воздействие значительно бо­лее долгое время. Консерватизм как черта характера мо­жет просматриваться и у тех учащихся, кто не спорит, соглашается, кого чаще всего воспринимают как спокойных, основательных. Если брать диаду по Р. Кэттеллу «довер­чивость - подозрительность», то недоверчивых можно оп­ределить по имеющемуся у них собственному мнению по многим вопросам, они, кстати, реже подвергаются обма­ну. Они не любят, чтобы ими командовали, свою точку зрения высказывают прямо. Доверчивые, наоборот, легко соглашаются с другими, как правило, они не страдают от ревности и не стремятся к конкуренции. Стремление к со­перничеству не свойственно доверчивым людям, поэтому они чаще идут на компромисс.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Методические особенности постановки обучения математике в 5-6 классах, направленного на развитие одарённых детей
Под методикой обучения математике, направленной на развитие одаренных детей, мы понимаем систему методов и форм обучения, создающих ситуации достижения развивающих целей обучения с использованием специально разработанной системы задач. При разработке такой методики мы уделяем наибольшее внимание ос ...

Орнаментально-декоративное творчество
Педагогическая помощь развитию орнаментально-декоративного творчества должна быть обусловлена прежде всего сознанием полной законности, неизбежности такой потребности у ребенка. Если к выполнению чисто конструктивных требований его принуждает обычно или необходимость утилитарная или опасения за сущ ...

Особенности адаптации учащихся при переходе из начальной в среднюю школу
Мы уже отметили, что переход из начальной школы в среднюю, событие радостное и в то же время, влекущее за собой много сложностей, сопряженных с большой психологической нагрузкой. О.Г. Харкевич выделяет две группы причин, оказывающих влияние на процесс адаптации при переходе в пятый класс: 1. Социал ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru