Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
– звонкие шумные длительные: в, в', з, з', ж;
– звонкие шумные мгновенные: б, б', д, д', г, г';
– глухие шумные длительные: ф, ф', с, с', ш, х, х;
– глухие шумные мгновенные: п, п', т, т', к, к'.
По производимому звуками акустическому впечатлению выделяют следующие подгруппы звуков:
– свистящие с, с, з, з, ц;
– шипящие ш, щ, ч, ж; твердые п, в, ш, ж, ц, и др;
– мягкие if, в', ч, щ и др.
Анализ классификаций звука русского языка показывает, что успешное овладение ребенком фонетической системой языка требует большой работы по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов. Поэтому у него необходимо развивать фонематический слух, т.е. способность различат и воспроизводить все звуки речи, соотнося их с фонетической системой данного языка, вырабатывать хорошую дикцию, т.е. подвижность и диффереицированность движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающих четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом; развивать речевое дыхание, т.е. умение производить короткий вдох и продолжительный ротовой выдох, обеспечивающий длительное и звучное произношение звуков речи, плавность и слитность.
Основополагающей в данной теме является работа А.Н. Гвоздева «Усвоение ребенком звуковой стороны» русского языка». Изучая закономерности усвоения ребенком фонетики родного языка, А.Н. Гвоздев установил основные особенности этого процесса.
Первоначальный запас звуков, характер замещения отсутствующих звуков, порядок усвоения новых звуков, период усвоения и смену субститов.
А.Н. Гвоздев приходит к выводу: общий ход усвоения звуковой стороны речи определяется совместным действием слуховой и моторной сфер. Слуховая сфера является ведущей в том соотношении, что благодаря раннему развитию слуха ребенок впервые учится различать разнообразные фонетические элементы. Но до их появления в речи самого ребенка, кроме слуховых представлений, необходимы еще артикуляционные навыки. Они вырабатываются позже, и тогда звуковые элементы беспрепятственно вступают в собственную роль ребенка.
В этом отношении развитие моторной сферы сказывается определяющим для всего хода усвоения фонетической стороны речи.
Н.X. Швачкин исследовал особенности развития фонематического восприятия речи, в частности, рассматривал вопрос о роли артикуляции и слуха в фонетическом развитии ребенка. В методическом пособии Е.И. Радиной в содружестве с логопедом В.И. Рождественской «Воспитание правильной речи» раскрыты основные принципы воспитания правильного отношения у дошкольников и предложен практический материал для упражнения детей.
Таким образом, мы рассмотрели анатомо-физеологические и психологические предпосылки овладения и правильным произношением звуков в дошкольном возрасте и выявили: общий ход усвоения звуковой стороны речи определяется совместным действием слуховой и моторной сфер. Слуховая сфера является ведущей в том соотношении, что благодаря раннему развитию слуха ребенок впервые учится различать разнообразные фонетические элементы. Но до их появления в речи самого ребенка, кроме слуховых представлений, необходимы еще артикуляционные навыки. Они вырабатываются позже, и тогда звуковые элементы беспрепятственно вступают в собственную роль ребенка
Методы театральной педагогики
На сегодняшний день театральной педагогикой разработана богатейшая система упражнений и тренингов, развивающих внимание, воображение, ассоциативное мышление, память, способность к действию и другие элементы творчества. Осваивая их, педагог обретает знание механизмов восприятия, взаимодействия, прир ...
Математика как учебный предмет
Первые сведения об учении детей простейшим вычислениям встречаются в источниках по истории стран Древнего Востока. Большое влияние на развитие школьного математического образования оказала математическая культура Древней Греции, где уже в 5 веке до н.э. в связи с развитием торговли, мореплавания ...
Отличительные особенности ранних форм детского мышления
Наличие у ребенка 3 - 4 лет относительно многообразной мыслительной деятельности не исключает того, что эта мыслительная деятельность не только количественно, но и качественно отличается от зрелой мысли. Между мыслью ребенка и зрелой мыслью взрослого существует и преемственность развития, и разрывы ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.