Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
М.А. Данилов раскрывает самостоятельность как черты личности; - стремление и умение самостоятельно мыслить;
- способность ориентироваться в новой ситуации, найти свой подход к новой задаче; желание не только понять усваиваемые знания, но и способы их добывания; независимость собственных суждений».
Следует обратить внимание, что здесь термин «самостоятельность» выступает в единстве мотивационной и операционной стороны учения хотеть, уметь, стремиться, быть способным осуществить, где происходит обогащение мотивов самостоятельного учения - потребностей, интересов, стремлений, а также способов самостоятельного отыскания знаний и решения поставленной проблемы. Для нашего исследования эти признаки имеют существенное значение.
И.Г. Федоренко рассматривает самостоятельность «как волевое качество, выражающееся в умении сознательно направлять свою учебную трудовую и общественную деятельность, свое поведение, соответственно собственным взглядам и убеждениям, преодолевая препятствия на пути к достижению поставленной цели».
Исследователи выдвигают различные виды самостоятельности, выделяя три вида самостоятельности;
1) организационно-техническая самостоятельность;
2) самостоятельность в процессе познавательной деятельности;
3) самостоятельность в практической деятельности.
Ю.Н. Дмитриева. выделяет четыре вида самостоятельности; учебная, бытовая, общественная и профессионально-техническая.
В психологическом словаре есть такое определение: «Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение».
В.Е. Сыркина отмечает, что развитие самостоятельности учащихся направляется по различным руслам, в зависимости от специфики школьных предметов. Так, например, самостоятельность, приобретенная школьником в процессе изучения природы, качественно отличается от той самостоятельности, которая развивается на уроках истории.
Отдельные ученые в области психологии понимают самостоятельность как свойство, характеризующее одну какую-то сторону личности, например, качество воли, качество ума, мышления. С.Л. Рубинштейн под самостоятельностью воли понимает «неподверженность чужим влияниям и внушениям, когда сам человек усматривает объективные основания для того, чтобы поступить так, а не иначе». Т.Н. Тищенко считает, что «самостоятельность это осознанная деятельность, выполняемая без посторонней помощи и вносящая в работу элементы своего личного».
Л.П. Аристова понимает самостоятельность как способность личности ученика в деятельности, совершенной без вмешательства со стороны. Л.В. Мардахаев под активной самостоятельностью понимает наличие интеллектуальной способности ученика и его умений самостоятельно вычленять существенные и второстепенные признаки предметов, явлений и процессов действительности и путем абстрагирования и обобщения раскрывать сущность новых понятий. Б.П. Есипов отмечает, что «Активность непременно предполагает ту или иную степень самостоятельности мысли ученика».
Н.А. Половникова обосновывает следующие уровни; копировально воспроизводящий, комбинированный и творческий:
I уровень - самостоятельно выполнение школьниками упражнений, заданий и задач с целью тренировки по показанному, готовому образцу, где знания детей «не перестраиваются», а выполняются воспроизводящие действия с минимальной затратой умственных усилий.
II уровень - характеризуется тем, что дети выполняют более сложные действия по переносу знаний и умений (как бы осуществляя переход от «незнания» к «знанию»), т.е. осуществляют самостоятельную деятельность.
III уровень - умение творчески использовать имеющиеся знания и умения в новых условиях, при решении различных проблемных ситуаций, проявление готовности практически использовать знания в жизни на уровне творческой деятельности по заданной учителем теме, а также на уровне творческой деятельности по самостоятельно избранной теме.
Н.Г. Чукова считает, что: «самостоятельность как качество личности характеризует ее деятельность и поведение в смысле их внутренней мотивированности, обоснованности и независимости от случайных воздействий».
Первый компонент обеспечивает обоснованность действий, учащихся в учебной деятельности: Второй компонент - наиболее ценную мотивированность этих действий, с точки зрения задачи воспитания всестороннего развития личности.
Самостоятельность как качество личности характеризуется высоким уровнем осознанной деятельностью, которую осуществляет ребенок без посторонней помощи.
Использование игрового метода на практике
Игровой метод для активизации познавательного интереса к изучению иностранного языка, в частности, ролевых игр, был применен нами на практике. Теоретические результаты нашего исследования использовались в учебной практике средней школы при прохождении педагогической практики в гимназии № 56, в 7 «г ...
Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней позиции
школьника
Личностная готовность характеризуется наличием у ребенка желания учиться. Но необходимо различать желание пойти в школу и желание учиться. Ребенок может хотеть в школу, так как он хочет быть взрослым, иметь определенные права и обязанности, однако это еще не значит, что он осознал важность учебы и ...
Воспитание и школа в средние века в Западной Европе
Католическое духовенство крайне враждебно относилось к античной культуре: науке, искусству, школе; оно пропагандировало взгляд на ребенка как на существо, от рождения причастное к “первородному греху”, который следует побеждать путем воспитания “в страхе Божьем”. При монастырях существовали монасты ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.