Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Причины и последствия подросткового алкоголизма

Страница 1

Существует несколько определений алкоголизма. С медицинской точки зрения алкоголизм – это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам. С социальных позиций алкоголизм – форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей деградацией личности.

Изучение употребления алкоголя среди подростков в России во многом опирается на опыт аналогичных исследований за границей, которые проводились в конце XIX – начале XX в.в. и велись в следующих направлениях:

· изучались средняя распространенность и характер употребления алкоголя учащимися;

· определялось наличие закономерностей между успеваемостью и употреблением алкоголя;

· исследовалось влияние алкоголя, вред алкоголя, на детский и подростковый организм;

· разрабатывались и апробировались программы антиалкогольного обучения.

В России были широко распространены питейные обычаи, способствующие привыканию к алкоголю с детства. По заявлению В. Ф. Якубовича (1894, 1900) среди населения «низшего сословия» было принято приучать детей к водке с грудного возраста с постепенным повышением дозы спиртного до нескольких рюмок. По наблюдениям Г. П. Горячкина (1896), спиртные напитки обычно дают слабым, истощенным, рахитичным детям для «укрепления организма», «улучшения» аппетита и сна.

Среди исследований влияния алкоголя на детский организм, прежде всего, выделяется работа И. В. Сажина «Влияние алкоголя на нервную систему и особенности развивающегося организма» (1902). В ней содержатся многочисленные опыты влияния алкоголя на нервную систему ребенка; убедительными примерами доказывается, что даже небольшие дозы алкоголя губительно влияют на формирующийся мозг и общую физиологию ребенка.

Таким образом, экономические условия, питейные обычаи, неправильное воспитание, стремление подражать старшим, дурные примеры, анатомо-физиологические особенности детского и юношеского организма все это являлось условиями, определяющими развитие алкоголизма в молодом возрасте. Главная роль в этом, по убеждению большинства авторов, принадлежала глубоко внедрившемуся в обществе ложному мнению об «успокаивающем», «питательном» воздействии спиртсодержащих продуктов.

Современный период изучения ранней алкоголизации отмечен многочисленными попытками более глубоко раскрыть и понять причины злоупотребления спиртными напитками. М.А. Галагузова и другие авторы отмечают, что причинами приобщения к спиртным напиткам в подростковом возрасте являются:

· неблагополучие семьи;

· позитивная реклама в средствах массовой информации;

· незанятость свободного времени;

· отсутствие знаний о последствиях алкоголизма;

· уход от проблем;

· психологические особенности личности;

· самоутверждение.

С другой стороны, психиатры и психологи пытаются объяснить развитие алкоголизма в молодом возрасте преимущественно внутренними причинами (наследственность, особенности преморбидной личности). В защиту своих взглядов выдвигаются многочисленные теории происхождения алкоголизма: генетотрофическая, аллергическая, эндокринопатическая, психоаналитическая и другие, которые причину алкоголизма относят к различным биологическим сдвигам в организме или к подсознательным стремлениям человека («потребность саморазрушения», оральная фиксация, латентный гомосексуализм). Важным звеном в развитии алкоголизации школьников является приобщение их к алкогольным обычаям семьи и употребление спиртных напитков в группе сверстников.

Опираясь на исследования ученых Научно-исследовательского института физиологии детей и подростков РАО, которые провели обследование 1700 подростков в разных регионах страны, можно выделить семь уровней вовлеченности детей в употребление спиртных напитков.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Факторы риска злоупотребления алкоголя и защитные факторы
Под факторами риска понимаются условия, предрасполагающие к употреблению алкоголя и наркотиков и формированию зависимости. Эксперты Всемирной организации здравоохранения разработали обобщенную классификацию факторов риска в зависимости от уровня их проявления. Выделяют четыре уровня проявления факт ...

Мониторинг как аспект управленческой деятельности
управление педагогический образование мониторинг Цели занятия: осмыслить значение термина «мониторинг»; изучить способы осуществления мониторинга; рассмотреть формы мониторинга профессионально-образовательного процесса. План: Понятие мониторинга. Способы осуществления мониторинга. Мониторинг профес ...

Понятие дидактической системы
Дидактика - отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. Предмет дидактики - закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения. Общая дидактика отвечает на вопросы: с какими целями, чему и как обучать учащихся ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru