Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
- затрагивать личность ученика в целом, вовлекать в учебный процесс его эмоции, чувства и ощущения, стимулировать его речевые, когнитивные и творческие способности;
- создавать ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой;
- предусматривать различные формы работы в классе, в полной мере стимулирующие активность обучаемых, их самостоятельность, творчество и др.
Дж. Шейлз считает, что преподаватель в области коммуникативно-направленного обучения иностранному языку должен быть:
- управляющим учебной деятельностью в классе;
- человеком, облегчающим изучение языка;
- соучастником в процессе изучения языка;
- посредником;
- человеком, мотивирующим изучение языка;
- советчиком / экспертом;
- человеком, подбадривающим учащихся;
- источником идей;
- человеком, обеспечивающим обратную связь при попытках обучаемых к общению;
- благодарным слушателем;
- наблюдателем / наставником;
- исследователем;
- терпеливым человеком.
Дж. Шейзл также отмечает, что обучаемые должны брать на себя долю ответственности за обучение, взаимодействовать друг с другом и с преподавателем при выборе целей и способов их достижения, исследуя в то же самое время наилучшие пути для расширения и использования существующих умений и знаний. Как следствие, хороший ученик готов:
- общаться при любой возможности;
- быть лично активно вовлеченным в процесс обучения;
- идти на компромиссы;
- делиться знаниями, опытом, чувствами;
- уважать индивидуальность других людей;
- обсуждать проблемы;
- совместно принимать решения;
- оценивать свою работу и общий прогресс в овладении языком.
А.А. Алхазишвили также рассматривает некоторые профессиональные качества учителя иностранного языка на фоне демократического стиля взаимодействия. Среди них: а) умение педагога становиться равноправным собеседником своих учеников; б) умение изображать интерес к возникшей теме беседы, если даже она его не интересует (обладание определенной долей артистизма); в) умение поддерживать разговор.
Важно, чтобы студент в период его обучения в вузе получил практику продуктивного взаимодействия с преподавателем. Ведь специфика обучения в вузе такова, что любой метод обучения, воспитания, используемый преподавателем на занятиях, выступает как инструмент подготовки будущих учителей к продуктивному взаимодействию с учащимися в процессе обучения.
Итак, продуктивное взаимодействие направлено на:
- согласование и координирование предметной деятельности педагогов и учащихся, стимулирование их мотивации, личностное развитие;
- построение отношений взаимопонимания, сопереживания.
Соответственно показателями продуктивного взаимодействия выступают:
- синхронность совместной деятельности, адекватность реакций учащихся на педагогическое действие педагога;
- познавательная активность, атмосфера сотрудничества и сотворчества.
В результате анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод о том, что проблема продуктивного взаимодействия педагога и учащихся, а также проблема подготовки будущего учителя к продуктивному взаимодействию с учащимися до последнего времени не получила однозначного и аргументированного решения, хотя накоплен обширный научный материал по различным аспектам педагогического взаимодействия. Мы считаем, что, обучая будущего учителя профессионально-педагогической деятельности, необходимо одновременно и неотрывно от самой деятельности обучать его умениям продуктивного взаимодействия.
Таким образом, рассмотрение педагогического процесса с точки зрения социально-психологического продуктивного взаимодействия дало основание поставить вопрос о подготовке будущего учителя иностранного языка к продуктивному взаимодействию с учащимися в процессе обучения.
Решение проблемы исследования может быть реализовано в парадигме личностно-ориентированного образования, утверждающего идеи партнерства, сотрудничества, диалога, внимания к росту личности обучаемого.
В психолого-педагогической литературе накоплен богатый теоретический и практический опыт, позволяющий понять сущность и специфику личностно-ориентированного обучения, переосмыслить роль и функции учителя и статус ученика в учебном процессе. В тоже время методический аспект проблемы подготовки будущего учителя иностранного языка к продуктивному взаимодействию реализован еще недостаточно, то есть начинающему учителю трудно организовать продуктивное взаимодействие на уроке иностранного языка, если он не владеет в должной мере следующими умениями: объединять учащихся в коллектив посредством личностно и общественно значимой, интересной для учащихся деятельности общения, координировать свои действия с действиями учащихся и действия последних друг с другом, организовывать парную, групповую и коллективную формы работы, анализировать конфликты и идти на компромиссы.
Методика рисования портрета в условиях пространственной среды
общеобразовательной школы
Портрет — один из сложнейших жанров изобразительного искусства. Игорь Грабарь, известный советский художник и искусствовед, писал: «Как никогда прежде, я понял, что высшее искусство есть искусство портрета, что задача пейзажного этюда, как бы она ни была пленительна,— пустячная задача по сравнению ...
Музыка и литература
Большое влияние оказали друг на друга музыка и литература. Музыке присуща и процессуальность, это роднит ее с другими временными по своей природе искусствами – театром и кино. Спуск и подъем, приближение и удаление, движение и покой, биение пульса и ощущение вращения, колебания, устремленности – вс ...
Определение уровней развития логического мышления младшего
школьника
Исследования развития логического мышления проводилось на базе средней школы, в период с В исследовании принимали участие ученики 2 класса в количестве 15 человек (учащиеся 8-9 лет, из них 9 девочек и 6 мальчиков). Диагностическая программа, целью которой было определение и диагностика уровня разви ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.