Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
1. Минимальный уровень.
2. Программный уровень.
3. Усложненный, в другой формулировке, продвинутый уровень.
Для того, чтобы работа по уровневой технологии была достаточно продуктивной, педагогу в процессе работы над источниками, обязательно необходимо сориентироваться на особенности субъективного опыта школьников. В структуру содержания работы с источниками, на наш взгляд должны входить следующие составляющие:
1.Особенности личностно - смысловой сферы. Учитывая рекомендации психологов о том, что учебная деятельность требует не только изучения содержания источника, но и способов деятельности, необходимых для его усвоения, учителя в процессе организации самостоятельной работы по отношению к слабому ученику ставят задачу формирования тех навыков учебного труда, которые необходимы школьнику. Они должны иметь подробные инструкции, получать консультации и помощь в ходе урока. Иного подхода, считали педагоги, требуют учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности. Поэтому при выполнении самостоятельной работы им давались только общие указания о цели, порядке, способах выполнения работы, а порядок действий определяют сами учащиеся, актуализируя у них имеющиеся знания.
2.Особенности психического развития того или иного ученика. К ним относятся особенности памяти, внимания, мышления, восприятия, умения регулировать свою эмоциональную сферу.
3. Уровень обученности в рамках изучения истории, то есть те знания, которые есть у учащихся и степень владения определенными способами деятельности.
Первоначально работа с источниками в рамках данной технологии требует определения основной уровня мотивации учащихся при работе с источниками. Если у учащихся отсутствуют определенные мотивы для работы с источниками, то деятельность их будет, вряд ли продуктивной.
В дальнейшем система действий учителя и ученика должна выстраиваться по следующей схеме, которая отражена в таблице 1
Таблица 1 Система действий учителя и ученика в рамках работы над источниками по технологии уровневого обучения.
Этапы. |
Действия учителя. |
Действия ученика. |
Предварительный этап. |
Определение в действиях школьников базового, программного и усложненного усложненного уровня владения навыками работы с историческими источниками. | |
Диагностический этап |
Разработка заданий для выявления уровня владения навыками работы с источниками. Выявление уровня обученности школьников. Анкетирование учащихся, беседа с классными руководителями учащихся и их родителями. |
Самоопределение ученика в рамках уровня владния навыками работы с источниками и их личностных предпочтений на основе результатов диагностики. |
Этап распределения учащихся по группам |
Организация распределения учащихся по группам. Уточнение содержания работы с источником для разных групп. Разработка четких требований к уровню владения работой с историческими источниками применительно к каждому уровню. Предоставление учащимся разработанных требований. |
Выбор учеником определенной группы. Участие в обсуждении разрабатываемых учителем требований к уровню определенных умений и навыков работы с источниками, характерных для той или иной группы. |
Этап реализации разноуровневого обучения. |
Организация работы учащихся в группах |
Организация своей учебной деятельности в рамках выбранной группы. |
Этап оценки уровня владения технологией работы с источниками в условиях разноуровневого обучения. |
Оценка учащихся с позиций приложенных усилий (реализация положительной обратной связи). |
Осуществление взаимосвязей и самооценок с точки зрения имеющихся результатов. |
Источник: Ш Шамова Т. И., Давыденко Т. М. Управление образовательным
процессом в адаптативной школе.- М.: Центр «Педагогический поиск».
Однако, несмотря на, то, что в рамках данной технологии при работе с источниками учитываются возрастные особенности ученика, что, безусловно является ее преимуществом, к ней применимы ряд существенных ограничений.
Во-первых, школа сталкивается с неизбежными трудностями организационного порядка, как то нехватка учителей, обеспечивающих работу в дифференцированных группах учащихся, а также нехваткой аудиторного фонда.
Во-вторых, реальность требований к уровню владения методикой исторического исследования варьируется в разных группах.
Неполные семьи как актуальная проблема социума
Семья, по признанию ученых, – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье ...
Организация логопедической работы по преодолению дисграфии у детей
школьного возраста
Организации логопедической работы по преодолению дисграфии у детей школьного возраста в своих исследованиях уделяют внимание Т. В. Ахутина, Р. И. Лалаева, А. Н. Корнев, В. И. Ляудис, Л. Г. Парамонова, Л. С. Цветкова, А. В. Ястребова и др [3, 15, 18, 29, 37]. Данная работа может осуществляться в нес ...
Характеристика речевого развития детей с задержкой психического развития
Речь – ведущая форма общения и мышления, опосредованная языком. Готовность к школьному обучению включает определенный уровень речевого развития: правильное звукопроизношение, способность различать и дифференцировать акустические признаки звуков (звонкость-глухость, твердость-мягкость, шипящие - сви ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.