Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Однако, теоретические рассуждения, которые были приведены нами, отражают исключительно такой аспект как определение источника, исходя из основ его теоретического содержания и сущностных характеристик. Нами же исторический источник будет рассмотрен как методическое способ необходимый для изучения истории, как средство обучения.
В современных исследованиях, в частности, в работах А. Т. Степанищева понятие исторического источника рассматривается в трех, независимых значениях, в частности
- в узком смысле слова — это «письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование».
-в широком смысле слова — то, что «дает, сообщает какие-либо сведения»;
-в аспекте рассматриваемой темы — «любая система, вырабатывающая сообщение или содержащая информацию, предназначенную для ее передачи, а также научный документ или издание».
Таким образом, в круг наших источниковых обзоров входят и первоисточники (первичные источники), и учебники, монографии, статьи (вторичные источники, то есть главным образом сведения из первоисточников о них).
Необходимость классификации и систематизации письменных источников давно уже признана всеми историками и предложена ими. Однако в решении этой задачи они не пришли к общему мнению. Эта очень сложная проблема, решение которой находится на стыке многих наук и анализ существующих классификаций источников может быть предметом отдельного исследования. Одна из главных причин нерешенности данной проблемы, наличия множества вариантов ее решения, неоднозначность трактовок лежит в отсутствии единого принципа, который должен лежать в основе классификации.
Поэтому в рамках данного исследования мы ограничимся основными подходами к классификации источников, содержащихся в методологической литературе.
Некоторые исследователи в качестве основных источников, которые должны быть использованы в процессе обучения выделяют только письменные источники. Они считают возможным делить письменные источники на виды и группы по содержанию. Однако при попытке осуществить это на практике учителя истории сталкиваются с теми же трудностями, с какими им приходится иметь дело историкам во время разделения всех источников по этому принципу на типы. Так, ни один письменный источник не отражает только социально-экономические отношения или историю общественно-политической мысли, как правило, он выражает несколько сторон общественной жизни одновременно.
Наиболее стройную систему классификации и систематизации письменных источников выдвигает Л.Н. Пушкарев.
Он предлагает, прежде всего, разделить их на два рода: делопроизводственные и повествовательные. Затем делопроизводственные он делит на 4 вида: картографические, статистические, актовые и канцелярские, а повествовательные также на 4 вида: личные, художественные, исторические и научные. Наконец, источники, входящие в каждый из указанных видов, он группирует следующим образом:
Картографические: а) карты, планы исторические; б) карты, планы политические; в) карты, штаны экономические.
Статистические: а) экономическая статистика; б) статистика народонаселения; в) политическая и культурная статистика.
Актовые: а) акты политические; б) акты социально-экономические; в) акты юридические.
Канцелярские источники: а) грамоты; б) реестры, книги, указы; в) деловая переписка.
Личные: а) письма; б) дневники; в) мемуары.
Художественные: а) очерки (корреспонденция); б) лирика, драма; в) романы, рассказы, повести.
Исторические: а) исторические повести; б) хронографы; в) летописи.
Научные: а) исторические труды; б) философско-социологические труды; в) географические описания.
В этой классификации и систематизации письменных источников, которая во многом может быть принята, на мой взгляд, не выдерживает критики, прежде всего деление источников на два рода. В основу этого деления автор кладет «преобладание отображения или воплощения действительности»[30; 310], что является весьма субъективной основой для выделения единого принципа классификации
Другие исследователи, такие как Троицкого; Умбрашко предлагают не ограничивать источниковую базу обучения только письменными источниками.
Они предлагают включать в понятие источника любые свидетельства эпохи, несущие познавательную нагрузку. Они дополняют классификацию Пушкина, такими элементами как вещественные источники, устные или фольклорные, этнографические, лингвистические, кино и фото документы.
Профессиональная подготовка в условиях учебно-практической
деятельности
Изучая проблемы профессиональной подготовки будущих учителей в ВУЗе, исследователи обращают свое внимание на те формы знаний, которые способствуют формированию практических умений и навыков. В первую очередь это относится к учебной практике. Учебно-практическая деятельность (УПД) - это процесс реше ...
Специфика проявления сострадания в младшем школьном возрасте
Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание) – постижение эмоционального состояния, вчувствование в переживания другого человека. Термин "сострадание" непосредственно связан с переживанием. Переживания в психологических источниках рассматриваются как эмоционально окрашенное состояние личн ...
Основные принципы управления педагогическими системами
Управление педагогическими системами основывается на соблюдении ряда принципов. Принципы управления — это основополагающие идеи по осуществлению управленческих функций. Принципы отражают закономерности управления. К основным принципам управления относятся: демократизация и гуманизация управления; с ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.