Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Т.А. Ткаченко предлагает систему работы по развитию фонематического восприятия. Она предлагает задания на узнавание неречевых звуков, развитие речевого внимания, речевого слуха, формирование элементарных навыков звукового анализа и синтеза. Дети учатся выделять в ряду названных слов похожие по звучанию слова и отличающиеся (по звучанию, по количеству слогов), рифмовать слова, подбирать пропущенные в стихотворении слова. Задания расположены в порядке возрастания трудности. К каждому последующему заданию следует переходить после освоения предыдущего. Автор предлагает методические рекомендации по организации продуктивного взаимодействия между логопедом, воспитателями и родителями воспитанников.
Для развития фонематического восприятия В.И. Селиверстов предлагает систему упражнений, включающую задания, направленные на:
развитие слухового внимания
развитие речевого слуха
развитие фонематического слуха.
Переход к каждому последующему этапу осуществляется после освоения предыдущего.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. предлагают систему упражнений для развития фонематического восприятия на логопедических занятиях, занятиях по развитию речи. Предлагаются задания по анализу звуковых рядов из двух, трёх гласных звуков. Затем дети учатся выделять глухой или сонорный согласный в обратных слогах, в словах. Работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза строится от выделения ударных гласных к безударным.
Проблемой развития фонематического восприятия у детей в настоящее время занимаются Лукина Н.А. и Никкинен И.И. Они выделяют три этапа слухоречевого развития ребёнка:
Первый этап — это появление реакции на неречевой звук (комплекс оживления):
ребенок начинает повизгивать, шевелить ручками, ножками.
Второй этап — различение неречевых звуков. Ребенок начинает различать неречевые звуки по их основным характеристикам:
— по громкости (громкий — тихий);
— по продолжительности звучания (долгий — короткий);
— по направлению звука;
— по высоте (высокий — низкий);
— по ритму.
На третьем этапе ребенок начинает различать отдельные речевые звуки, звукоподражания по громкости, длительности звучания, высоте, твердости — мягкости, интонации, ритму, направлению звука.
На последнем этапе ребенок дифференцирует звуки, слоги, слова и соотносит их с предметами.
В соответствии с этими этапами развития построена система упражнений.
Обучение начинается с игр на угадывание неречевых звуков:
1. Восприятие слуховых сигналов, сопровождающихся показом картинок, игрушек, действий, связанных со звуковым сигналом.
2. Дифференцирование по способу воспроизведения: хлопки, притопы; по темпу: быстрые — медленные (постукивания, хлопки); по ритму (идут, скачут, бегут); по силе звучания: громкие звуки (идет медведь), тихие (кошечка крадется).
Игры на воспитание речевого слуха имеют цель научить различать качества человеческого голоса: тембр, силу, интонацию, высоту.
Игры на развитие фонематического восприятия учат:
- различать слова, близкие по звуковому составу;
- различать звукоподражания и слоги;
- различать звуковые фонемы, узнавать отдельные звуки в потоке звуков.
Содержательные и методические аспекты проблемы формирования фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи рассматриваются Горчаковой А.М. Автор выделяет три этапа по формированию фонематических процессов в системе коррекционной работы:
Начальный этап - восприятие звуков.
Цель: формирование фонематического восприятия и представлений.
Продвинутый этап коррекционной работы - восприятие и воспроизведение звуков.
Цель: формирование звукопроизносительной стороны речи в единстве процессов восприятия и воспроизведения.
Заключительный этап коррекции - восприятие, воспроизведение звуков, с последующим закреплением их в письменной форме речи, в процессе чтения и письма.
Цель: формирование звукобуквенных связей, предупреждение нарушений письменной речи.
Исследователь предлагает направления коррекционно-логопедической работы:
Различение неречевых звуков
развитие слухового восприятия, внимания, памяти
различение высоты, силы и тембра голоса
Мониторинг как аспект управленческой деятельности
управление педагогический образование мониторинг Цели занятия: осмыслить значение термина «мониторинг»; изучить способы осуществления мониторинга; рассмотреть формы мониторинга профессионально-образовательного процесса. План: Понятие мониторинга. Способы осуществления мониторинга. Мониторинг профес ...
Анализ педагогической деятельности учителя – новатора И.П. Волкова
Деятельность И.П. Волкова направлена на создание условий для раскрытия творческих способностей детей, формирование трудовых навыков и умений, воспитания любви и уважения к труду, позволяющих сделать первые шаги в творчестве. Занятия, проводимые И.П. Волковым, были названы «уроками творчества». В на ...
Психолого-педагогические рекомендации по развитию сенсомоторной координации
Развитию зрительно-двигательной (сенсомоторной) координации и тонкой ручной моторики способствуют виды деятельности, хорошо знакомые каждому ребенку: рисование, аппликация, лепка из пластилина (глины), конструирование и работа с мозаикой. Заметный развивающий эффект дает и освоение детьми азов разл ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.