Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Поэтому необходимо отделять вторичные проявления фонематического недоразвития при наличии дефектов в области артикуляционного аппарата от тех случаев, когда недостатки фонематичного восприятия составляют основную причину отклонений в усвоении звуковой стороны речи.
Нами было проведено обследование особенностей развития фонематического восприятия у детей старшей логопедической группы с ОНР 3 уровня. В эксперименте приняли участие 10 детей с ОНР 3 уровня в возрасте 5 лет.
Разработана методика, позволяющая выявить особенности фонематического восприятия у детей пяти лет. Методика составлена с использованием заданий авторов методик
1. Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В.– программа обучения и воспитания детей с ОНР. Представлены приемы, направленные на: узнавание, различение и сравнение простых фраз; выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу) различение отдельных звуков в ряду звуков, затем — в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу). Приемы помогают выявить картину владения фонематического восприятия;
2. Волкова Г.А. - в пособии представлены задания, направленные задания помогают выявить состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений;
3. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. - Экспресс - обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Автор предложил обследование и анализ: общей картины звукопроизношения, состояния фонематического слуха, готовности к звуковому анализу, уровня овладения ребенком звукослоговой структурой языка, степени сформированности фразовой речи.
4. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. В пособии представлены исследования фонематического восприятия, фонемного анализа, звукового синтеза.
В процессе проведения обследования детям оказывалась помощь в двух случаях:
При непонимании смысла инструкции показывали образец выполнения.
Повторяли задание, если дети его забывали.
Методика обследования состояла из 5 заданий.
Цель всех заданий: выявить состояние фонематического восприятия у детей.
В качестве лингвистического материала нами были использованы таблицы слогов, слов. Задания предъявлялись в устной форме.
Задание 1. "Поймай звук" - выделение заданного звука из ряда звуков. Обследование звукопроизношения.
Инструкция:
а) Хлопни в ладоши, если услышишь звук [м].
Материал: ряд звуков
м, ы, м, и, х, м, к, т, м, с, ч, м, ц, м, ф, г, м, в, д, м, р, л, м, н, п, м, б, мь, м, бь, мь, мь, м.
б) Хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком "м" - выделение звука из ряда слогов
Материал: ряд слогов
ам, ах, от, ом, ус, ум, уф, ам, ал, ан, ум, уп, мо, хо, но, пы, мы, бы, но, мо, мя, амь, ам, ом, омь, ня, ма, ми, мя, ма.
в) Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком "м" - выделение звука из ряда слов.
Материал: ряд слов
мама, кот, мак, холод, дуб, мука, машина, сани, рак, мак, лак, молоко, полка, моток, поток, бык, мяч, мат, мед, мех, мох.
Критерии оценки:
1. Правильное выделение звука в ряду звуков – 1балл.
2. Правильное выделение звука в ряду слогов – 1 балл.
3. Правильное выделение звука в ряду слов – 1 балл.
4.Ошибки при выполнении данного подпункта – 0 баллов.
Ошибкой считался пропуск элемента (звука, слога, слова), содержащего данный звук; выделение элемента, не содержащего данный звук.
Результаты выполнения всех заданий суммируются.
Задание 2. "Покажи картинку" - различение слов, близких по звуковому составу, но разные по смыслу, направленные на изучение восприятия слов, похожих по звучанию
Материал: картинки с изображением пары предметов (коса – коза, ежата – мышата, бочка – почка, дочка – точка, вата – фата, рак – мак, чёлка – щёлка). Инструкция: посмотри, это бочка, это почка (логопед показывает соответствующие картинки). Покажи, где бочка. Покажи, где почка. Покажи, где почка.
Критерии оценки:
1. Правильное выполнение всего задания – 1балл.
2. Не более 3 ошибок – 0,5 балла.
3. Более 3 ошибок – 0 баллов.
Ошибкой считался показ картинки, не соответствующей названному слову.
Задание 3. "Повтори, как я скажу" - запоминание слоговых рядов, состоящих из 3—4 элементов (с изменением гласного, с изменением согласного)
Особенности учебной дисциплины «Экономика общественного сектора»
Современная смешанная экономика эволюционирует под воздействием многих внешних и внутренних разнонаправленных факторов, не только изменяющих характер социально-экономических укладов, но и преобразующих ее структуру, элементы которой в ходе процессов глобализации интегрируют на межгосударственном ур ...
Принципы общей теории социального управления
К основным принципам менеджмента относят: целенаправленность и последовательность; состязательность и максимальное вовлечение исполнителей в принятие решений; научность в сочетании с элементами искусства; функциональную специализацию в сочетании с универсальной деятельностью; оптимальное сочетание ...
Комплекс основных упражнений, используемых при занятии с
дошкольниками с различными формами детского церебрального паралича
I. Упражнения для формирования вертикального положения головы. И. п. лежа на спине: при помощи погремушки, яркой игрушки или щелкания пальцами стимулировать повороты глазами и головой влево-вправо, круговые движения по часовой стрелке и против, сгибание и разгибание головы. То же, но с подложенным ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.