Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Возможность реализации целей развития одарённых детей во внеклассной работе

Материалы » Особенности развития одарённых детей в процессе обучения математике в 5-6 классах » Возможность реализации целей развития одарённых детей во внеклассной работе

Страница 1

Помимо возможности развития одаренных учащихся непосредственно на уроках математики, существует, также возможность реализации целей развития способных детей и во внеучебное время, во внеклассной работе. О внеклассной работе с одаренными учащимися было подробно рассказано в параграфе 3 первой главы дипломной работы. Основной формой внеклассной работы во время учебного года являются кружковые занятия. План занятий кружка составляется самим учителем, и, в зависимости от различных факторов, имеет свои особенности. Например, в сельских, провинциальных школах темы занятий, предлагаемые задачи могут иметь региональное содержание, перекликаться с обычаями и особенностями данной местности.

Прежде, чем начинать занятия, необходимо провести тестирование учащихся на математические способности и склонности (определение лево-, правополушарного способа мышления, уровень интеллекта, особенности внимания, памяти, восприятия и т.п. (Приложение 2)) Поскольку выбор методики проведения занятий и подбор задач напрямую зависит от вышеуказанных особенностей ребенка.

Одна из основных функций кружковых и факультативных занятий – это подготовка способных учащихся к участию в олимпиадах. Список задач, рекомендуемых для использования на подобных занятиях приводится нами в Приложении 3.

Приведем пример занятия математического кружка.

Тема: Способы рационального сложения и вычитания натуральных чисел

Развивающие цели: развитие элементов логического мышления, творческой деятельности, речи, мировоззрения, умения учиться: ученик умеет применять свойства сложения и вычитания натуральных чисел в практической деятельности и другой нестандартной ситуации (дедуктивные умозаключения; формулирует вопросы по теме (речь); осознает, что понятие натурального числа – это одна из математических моделей окружающего мира (мировоззрение); использует правила сложения и вычитания натуральных чисел для составления задач (творчество); использует в полной мере знания по данной теме для оценки и самооценки своих одноклассников (критичность мышления); разъясняет (устно и письменно) ход решения задач (мышление и речь); самостоятельно составляет алгоритм или прием решения задачи (умение учиться).

План занятия

Iэтап – подготовительный: мотивация и постановка целей занятия;

этап – основной: изучение нового материала и закрепление приобретенных знаний, их первичное применение;

этап – подведение итога занятия.

Подготовка к уроку

Схема (Тип задачи: творческая) Вид доски в начале занятия

358 597 1. 364 + 592 = 364 + (592 + 8) – 8

+439 1289 2. a + b = (a + c) + (b – c)

746 +67382 3. 1351 – 994

932 95895 4. (a + b) – (a – b) = 2b

25 23 5. (74 + 26) + (74 – 26) = 148

15 34 6. Задание на схеме

23 18

2475 13

15

165163

Вид доски в конце занятия

1. 364 + 592 = 364 + (592 + 8) – 8 = 364 + 600 – 8 = 956;

a + b = a + (b + c) – c.

2. 997 + 856 = (997 + 3) + (856 – 3) = 1000 +853 = 1853;

a + b = (a + c) + (b – c).

3. 1351 – 994 = (1351 + 6) – (994 + 6) = 1357 – 1000 = 357;

a – b = (a + c) – (b + c).

4. (57 + 23) – (57 – 23) = 46;

(a + b) – (a – b) = 2b.

5. (74 + 26) + (74 – 26) = 148;

(a + b) + (a – b) = 2a.

Решение на схеме.

Ход занятия

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

II

III

1) Решает «в уме» быстро несколько примеров на сложение и вычитание натуральных чисел

Побуждает к обобщенному приему поиска вычислений данного типа примеров.

Отвечает на некоторые вопросы учащихся.

Формулирует тему и развивающие цели занятия.

Предлагает проанализировать готовую запись на доске с решением примера, поясняя, что это способ быстрого вычисления (способ 1).

6)Просит попробовать сформулировать данный способ.

7)Предлагает трансформировать данный пример в абстрактный вид.

1) Предлагает решить пример,

используя правило записи в абстрактном виде:

a + b = (a + c) + (b – c) (способ 2)

Просит сформулировать

способ 2.

Формулирует правило 3: Если вычитаемое увеличить на несколько единиц и уменьшаемое увеличить на столько же единиц, то разность не изменится.

4) предлагает решить пример и трансформировать его в абстрактный вид, используя предложенный способ 3.

5)Предлагает самостоятельно ре- шить пример, используя следующий абстрактный вид:

(a + b) – (a – b) = 2b и сформулировать правило (способ 4).

Решает пример:

(74 + 26) + (74 – 26) = 148 и предлагает сформулировать правило и представить его в абстрактном виде.

7) Организует деятельность для нахождения способа 6: Сложение столбцами, советуя обратиться к схеме. Просит сформулировать способ 6.

Подводит итоги занятия.

Формулирует вопросы:

1. Что дает вам знание способов быстрого вычисления? Где в практической жизни Вам пригодятся знания?

2.Чему Вы научились на сегодняшнем занятии.

1) пытаются отгадать ход решения учителя;

задают некоторые вопросы;

предлагают учителю объяснить «хит- рость», которой он пользуется;

4) анализируют решение с помощью учителя:

364 + 592 = 364 + (592 + 8) – 8 =

= 364 + 600 – 8 = 956;

5) трансформируют пример в абстрактный вид, определяют непротиворечивость условия;

6) формулируют способ: Если одно из сла гаемых увеличить на несколько единиц, то из полученное суммы надо вычесть столько же единиц.

7) трансформируют данный пример в абстрактный вид a + b = a + (b + c) – c

1) Решают пример, используя правило записи в абстрактном виде:

a + b = (a + c) + (b – c)

Решение: 997 + 856 = (997 + 3) + (856 – 3) =

= 1000 + 853 = 1853;

самостоятельно строят решение по данной схеме; преобразуют данную запись в правило;

2) формулируют способ 2: Если одно из слагаемых увеличить на несколько единиц, а второе уменьшить на столько же единиц, то сумма не изменится.

3) Изучают содержание задачи;

решают, используя правило 3.

Решение: 1351 – 994 = (1351 + 6) – (994+6) = 1357 – 1000 = 357;

трансформируют его в абстрактный вид, используя предложенный способ 3.

a – b = (a + c) – (b + c).

5)Изучают абстрактный вид задания; транс- формируют пример в абстрактный вид, оп- ределяют непротиворечивость условия.

Решение: (57 + 23) – (57 – 23) = 46.

Если от суммы двух чисел отнять разность тех же чисел, то в результате получится удвоенное меньшее число.

6) Преобразуют данную запись в правило; формулируют способ 5: Если к сумме двух чисел прибавить их разность, то в результате получится удвоенное большее число, т.е.

(a + b) + (a – b) = 2a.

7) Формулируют способ 6: сумма цифр каж- дого разряда складывается отдельно; цифра десятков в сумме предыдущего разряда складывается с цифрой единиц последую- щей суммы.

Приводят примеры реальной действительности, описанных данным математическим понятием. Предполагаемые ответы: 1. самостоятельность, умение выходить из сложной ситуации и т.п. При расчете в магазине; на уроках, где необходимо быстро сосчитать, сравнивать, обобщить и т.п.

2. Умению быстро считать, используя способы 1-6; анализировать решенный пример и на его основе делать «открытие» способов быстрого вычисления самостоятельно.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Диагностика интеллектуальной готовности к обучению в школе
Анализ литературы показал, что основными компонентами интеллектуальной готовности к обучению в школе является достаточный уровень сформированности таких познавательных процессов как внимание, восприятие, память, мышление, речь и развитие мелкой моторики Для изучения данных компонентов были подобран ...

Методы оценки дифференцирующей способности
Дифференцирующая способность (ДС) - способность тестового задания дифференцировать (различать) сильных (способных) от слабых [14]. Рассмотрим несколько методов вычисления дифференцирующей способности. Метод 1 - вычисление коэффициента дискриминации. А. В этом методе вычисляется коэффициент дискрими ...

Психологические особенности развития младших школьников
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет. Школа берет на себя ответственность через формы различных собеседований определить готовность ребе ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru